Автор Тема: Возможности текстовых методик для оценки родительского отношения...  (Прочитано 1421 раз)

Андрианова С.Б.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Возможности текстовых методик для оценки родительского отношения у матерей с параноидной шизофренией
Андрианова С.Б.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А.
Взрослые, которые имеют тяжелые психические расстройства, с такой же вероятностью, как и здоровые взрослые, становятся родителями и воспитывают своих детей. Для них материнство остается важным аспектом жизни (Карницкая Л.А., 2016). Однако отношение к ребенку у матерей, страдающих шизофренией, изучено недостаточно (Русаковская О.А., Васянина В.И., 2014).
Целью настоящей работы являлось изучение родительского отношения матерей, страдающих параноидной шизофренией с помощью текстовых методик, которые позволяют исследовать способ, с помощью которого индивид организует свою «реальность», уникальный жизненный и эмоциональный опыт (Новикова-Грунд М.В., 2014).
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00921 А.
В данном исследовании мы уделили особое внимание внутренним предикатам (глаголам, описывающим внутреннюю реальность, доступную только самому говорящему и недоступную наблюдателю), которые, по нашему предположению, позволяют в количественном выражении оценивать качественные особенности отношения родителя к ребенку (Русаковская О.А., Андрианова С.Б., Журавлева Е.В., Ныркова  А.А., Корнева А.А., 2018).
Основную выборку составили женщины, страдающие шизофренией параноидного типа, являющиеся пациентками стационарного отделения и имеющие детей в возрасте до 18 лет (N=30). Контрольную группу составили матери несовершеннолетних детей аналогичного возраста, не обращавшиеся в течение жизни к психиатру (N=30).
В исследовании мы использовали текстовую методику А.А. Шведовской «Родительское сочинение в форме незаконченных предложений» (Шведовская А.А., 2006). В высказываниях испытуемых обеих групп были оценены параметры: распространенность определенных содержательных категорий, эмоциональный знак высказываний, особенность временной перспективы (настоящее, прошедшее или будущее), центрированность высказываний (на себе или ребенке), количество неадекватных, конкретных, формальных, безличных высказываний и частота использования внутренних предикатов, относящихся к ребенку и к самому родителю.
Получены следующие результаты. Высказываний с отрицательным эмоциональным знаком в основной группе встречается у 20 пациенток из 30, что значительно больше, чем в контрольной группе: у 8 из 30 матерей. Примеры: «я всегда замечала его ленивость», «не доживу до Хеппи Энда». Высказываний с отрицательным эмоциональным знаком встречались в шкалах «Сравнительная оценка ребенка» (у 23% матерей) и «Возможные страхи, ожидания» (у 37%).
У матерей основной группы больше высказываний, центрированных на себе (16% высказываний против 13%), и меньше – на ребенке (26% против 32%). Также в целом меньше высказываний, центрированных на ребенке, однако, в предложениях «Когда я думаю о своем ребенке, то…» и «Я очень раздражаюсь, когда…» их больше, чем в контрольной группе. Высказываний, центрированных на взаимодействии матери и ребенка, больше в основной группе (3,4% против 1,2%).
Упоминание третьих лиц преобладает у основной группы (в 5% против 3%). Безличные высказывания («вранье», «что-то случится») встречались практически в равном количестве в обеих группах (3%). Неадекватные высказывания («в моей комнате будут черные углы», «я пытаюсь приучить ее иногда шататься») преимущественно встречались в основной группе (2,4% против 0,2%).
При анализе и сопоставлении содержательных категорий выявилось, что в основной группе у матерей во многих высказываниях прослеживались опасения, связанные с имеющимся заболеванием либо психическим здоровьем ребенка. Высказывания относительно значимых характеристик ребенка, имеющихся ожиданий и реальных требований у основной группы часто были конкретны (7% против 5%): «он вырос крепким, женился, у него были дети»; в высказываниях контрольной группы, напротив, чаще встречались обобщенные личностные характеристики: «у него все было хорошо». Количество высказываний, обращенных в будущее и настоящее в обеих группах практически равно, а к прошлому – больше в основной (0,4% и 0,1%).
Количество высказываний, содержащих внутренние предикаты, относящиеся к ребенку, было меньше в основной (1,6%), чем в контрольной группе (3,3%). Данные результаты мы проверили с помощью программы Statistica 6.0 по критерию U Манна-Уитни. Количество женщин в основной группе, ни разу не использовавших внутренние предикаты, относящиеся к ребенку, составило 19 человек (63%), а в контрольной –12 человек (40%).
Однако, у матерей, страдающих шизофренией, высказываний с внутренними предикатами, относящимися к себе, значительно больше, чем в контрольной группе (4,5% высказываний против 3,4%). Согласно статистической обработке данных, различия между группами получились значимыми. По частоте использования внутренних предикатов, относящихся к себе, группы отличались: 97% матерей в основной и 20% матерей в контрольной группе.
Таким образом, матери, страдающие шизофренией, употребляли значительно меньше высказываний, содержащих внутренние предикаты, относящиеся к ребенку, что может свидетельствовать об их менее эмпатичном отношении к детям.  В то же время внутренних предикатов, относящихся к себе, у них оказалось значимо больше, что может свидетельствовать о большей ориентации на свой внутренний мир и внутренние оценки.

Список литературы
1.   Андрианова, С.Б. Особенности образа ребенка у матерей, страдающих психическими расстройствами // Сборник тезисов участников научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (24-27 мая 2017 года). – М. : МГППУ, 2017. – 227 с.
2.   Журавлева, Е.В., Андрианова, С.Б., Ныркова, А.А. Особенности родительского отношения у матерей, страдающих шизофренией // Материалы IV-ой Всероссийской Костромской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья 16-20 апреля 2018 г. : сборник тезисов. – Кострома, 2018.
3.   Карницкая, Л.А. Семейное функционирование матерей, страдающих шизофренией: обзор литературы / Л.А. Карницкая // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – Минск, 2016 – №4. – С. 545-556.
4.   Новикова-Грунд, М.В. Уникальная картина мира индивида и ее отображение на тексты: на примере людей, совершивших ряд суицидальных попыток / М.В. Новикова-Грунд. – Москва : Левъ, 2014. – 188 с.
5.   Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
6.   Русаковская, О.А., Андрианова, С.Б., Журавлева, Е.В., Ныркова, А.А., Корнева, А.А. Особенности родительского отношения матерей, страдающих параноидной шизофренией / Поляковские чтения-2018 (к 90-летию Ю.Ф. Полякова). Научно-практическое издание. Сборник материалов научно- практической конференции с международным участием 15-16 марта 2018 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Ениколопова. – M. : OOO «Сам Полиграфист», 2018. – 390 с.
7.   Русаковская, О.А., Васянина, В.И. К проблеме возможности сохранения родительских прав лиц, страдающих расстройствами шизофренического спектра с эпизодическим типом течения // Практика судебно-психиатрической экспертизы : Сб. № 52 / Под ред. Г.А. Фастовцова. – М. : ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2014. – С. 52-70.
8.   Снежневский, А.В. Руководство по психиатрии / под ред. А.В. Снежневского. – Т.1. Москва : Медицина, 1983. – 480 с.
9.   Шведовская, А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / А.А. Шведовская // Психолог в детском саду : ежеквартальный научно-практический журнал : издается с января 1998 года / Ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – Москва-Обнинск, 2006. – №4 октябрь-декабрь 2006. – С. 96-130.
10.   Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапии : учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 336 с.