Автор Тема: Программа формирования безопасного поведения младших подростков...  (Прочитано 963 раз)

Бахтиева Р.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Программа формирования безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации: разработка и апробация
Бахтиева Р.М
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель Луковцева З.В.
Проблема формирования безопасного поведения среди детей с каждым годом становится все более актуальной. С развитием технологий возраст детей, отрывающих для себя Интернет, становится все меньше. В крупных городах России дети начинают выходить в Интернет в 9 лет. В некоторых же случаях дети начинают пользоваться Интернетом в 5, в 4 и даже в 3 года (Сорокина М.Ю, 2013).
Многими психологами рассматривалась информационно-психологическая безопасность (И.Б. Бовина, А.Е. Войскунский, Г.В. Грачев, Г.М. ЗараковскийА. Лучинкина,В.М. Розин, В. Ушакова, Т. Юдеева). При этом на данный момент нет четкого подхода к определению информационно-психологической безопасности. Но в целом она может быть определена, как интегральное образование, отражающее: психологическую защищенность личности от негативных воздействий, осуществляемые информационными технологиями; психологическую суверенность личности, целостность (Годик Ю.О., 2011).
Как в зарубежной науке, так и отечественной был накоплен пока недостаточно большой психологический материал, касающийся психологических особенностей Интернет-коммуникации (Е. Белинская, А.Е.  Войскунский, П. Вильсон, А.Е. Жичкина, В.А. Чумакова, П. Форман).  Анализируя и обобщая их исследования можно выделить такие особенности, как анонимность, доступность, невидимость, множественность и т.д. (Белинская Е., Жичкина А., 2013).
При этом дети при использовании Интернета не имеют навыков безопасного поведения (Ефремова А.А., 2017). У них еще не сформирована должная компетентность при его использовании, поэтому дети могут встретиться с такими опасностями, как доведение до суицида, кибербуллинг, кибермошенничество и др.(Баранова Ю.М., 2012).
На данный момент пока нет определенной точки зрения на проблему формирования безопасного поведения детей в Интернет-коммуникации. Существуют различные просветительские статьи для родителей, рекомендации,  «родительский контроль» на компьютерах. Но в тоже время лишь 55% детей младшего возраста (9-12) лет, считают, что родители ограничивают их деятельность в Интернете (Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П., 2012).
Также существуют несколько программ для профилактики безопасного поведения подростков в Интернете, которые реализуются на базе некоторых школ в РФ (к примеру, в МОУ «СОШ» №39, г.Воркута; в МБОУ «СОШ» №6, г. Новомосковск), также есть несколько глобальных программ. Все они не намного отличаются друг от друга и при этом нет среди них общепринятой программы в РФ. Они содержат в себе пояснительные записки для родителей, перечень безопасных сайтов, программу профилактики, ориентированную именно на подростков, а не на более раннюю возрастную группу, являющуюся особенно подверженной риску негативного воздействия в Интернете. Поэтому мы считаем актуальным создание четко прописанной программы формирования безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации, которую можно было бы применить во всех школах в РФ.
Целью исследования является разработка и апробация программы формирования безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации.
Исследование проводилось на базе средней школы г. Москвы. В исследовании участвовало 48 человек в возрасте от 10 до 12 лет. Респонденты были разделены на экспериментальную (25 человек) и контрольную группу (23 человека).
Методический комплекс включает в себя: Тест Интернет-зависимостиЧена (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса–Даймонд; Опросник копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской. Также был использована авторская анкета для определения особенностей поведения младших подростков в сети Интернет.
Программа по формированию безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации включает в себя: лекцию по теме «Безопасное поведение при общении в Интернете», направленную на информирование детей; занятие по теме «Общение», включающее в себя краткие сведения о особенностях общения; раздаточный материал для родителей и для педагогов, включающие в себя памятку по рискам в Интернет-коммуникации для детей и рекомендации. Данная программа была создана с учетом психологических особенностей младших подростков и предполагает использование большого количества наглядного материала, развивающих игр и занятий.
Первичное исследование обеих групп младших подростков выявило следующие.
Все участвовавшие респонденты пользуются Интернетом и проводят в нем чаще всего 1-3 часа в день. При этом больше половины опрошенных указывают, что никакие риски их никогда не коснутся, и треть, что рисков в Интернете нет.
Анализ используемых копинг-стратегий и уровня адаптации младших подростков выявил следующее.
Преобладающими копинг-стратегиями при тревоге и стрессе являются: общение, смена деятельности и стремление расслабиться. При этом опрошенные стараются не прибегать слишком часто к фантазированию и неврастеническим проявлениям как способу преодоления стресса.
Большинство  респондентов имеют средний уровень адаптации, выделяются лишь несколько младших подростков имеющие очень высокие и очень низкие показатели по уровню адаптации.
Дети, больше использующие копинг-стратегию «Общение», имеют меньший уровень зависимости от Интернета, в отличие от тех, кто стремится расслабиться. При этом с увеличением зависимости от сети у младших подростков, понижается уровень адаптации.
Обращаясь к результатам исследования, после проведения программы по формированию безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации, можно выделить следующее.
В экспериментальной группе подростки стали чаще использовать общение, решение проблем и смену деятельности как способ преодоления трудностей и стали меньше избегать их. Положительная динамика также отмечается и в состоянии младших подростков. Так, у них незначительно понизился уровень агрессии, и увеличилась эмоциональная комфортность, соответственно они чувствуют себя более уверенно и свободно. При этом незначительные изменения уровня зависимости от Интернета не позволяет нам пока сделать однозначных выводов о неэффективности используемой программы.
Сравнивая результаты контрольной группы видно отсутствие каких-либо значимых различий и изменений в показателях младших подростков.
Таким образом, мы можем говорить о незначительной положительной динамике состояния младших подростков. Следует отметить необходимость дальнейшего изучения и проработки программы формирования безопасного поведения младших подростков в Интернет-коммуникации в целях улучшения ее эффективности.

Список литературы:
1. Баранова Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет // Социальная психология и общество. 2012. № 4. 122–129.
2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 165 
3. Годик Ю.О. Электронный научный журнал «Медиаскоп» /Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа, М. 2011 г. - URL: http://mediascope.ru/node/841
4. Ефремова А.А. Интернет-коммуникация как средство мобилизации общества // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. – С. 55
5. Сорокина М.Ю. Безопасность детей в Интернете: проблемы и пути решения.сост.  – Ханты- Мансийск : ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2013. – С. 75
6. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П.Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU KidsOnline II в России /[Электронныйресурс], М. 2012. - URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/Final Report_5-29-11.pdf