Автор Тема: Склонность несовершеннолетних к агрессивному поведению в сети Интернет  (Прочитано 1684 раз)

Веневская И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Склонность несовершеннолетних к агрессивному поведению в сети Интернет
Веневская И.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – доктор психол. наук, профессор Дозорцева Е.Г.
Интернет-пространство наполняет жизнь несовершеннолетнего новым содержанием, создает новую социальную ситуацию развития. Одним из видов девиантного поведения в Интернете, в который включены несовершеннолетние, является агрессия. Как правило, те, кто занимается кибербуллингом, недооценивают степень своего асоциального поведения и, полагаясь на анонимность, не предполагают какую-либо ответственность за свои поступки. Характеристикам жертв киберагрессии посвящены многие исследования, в то время как индивидуально-психологические характеристики агрессоров изучены недостаточно полно.
Целью нашего исследования было выявление и описание взаимосвязи склонности к агрессивному поведению несовершеннолетних в сети Интернет с их индивидуально-психологическими особенностями.
В качестве теоретической основы исследования была выбрана современная мотивационная теория агрессии – трехмерная типология агрессии. Рассматривая проблему девиантного поведения в Сети, а именно киберагрессию, мы опирались на работы В.А Внебрачных (2012), Г.В. Солдатовой (2011), С.Н. Ениколопова (2014), М.Е. Поздняковой (2008).
Сеть Интернет представляет собой новое социальное пространство, в котором подросток творит современную реальность отношений, при этом выступая одновременно и субъектом, и объектом создаваемой виртуальной реальности, что влияет на изменения в социальной ситуации развития. Кроме того, общение, опосредованное Интернетом, не замещает реальное межличностное общение, которое является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, а идет с ним в параллели, тем самым влияя на развитие личности подростка.
Согласно мнению Р.А. Внебрачных (2012), под агрессией в виртуальном пространстве понимается коммуникация агрессивного, издевательского и оскорбительного характера, с нарушением этики сетевого взаимодействия. Агрессивное поведение в сети Интернет чаще всего встречается  при общении в социальных сетях и сообществах, в которых состоят пользователи. К видам проявления агрессивного поведения в Интернет-пространстве относятся: троллинг, флейминг, кибербуллинг, секстиг, астротурфинг и другое. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков мы можем разделить на объективные и субъективные. Объективные факторы связаны с особенностями деятельности в Интернет-среде. Субъективные факторы влияют на проактивный характер киберагрессии, на личностные мотивы и цели кибербуллеров.
В рамках трехмерной модели агрессивного поведения, наличие у несовершеннолетних индивидуально-психологических особенностей, влияющих на склонность к агрессивному поведению в сети Интернет (агрессивность, враждебность) соотносится с личностными факторами агрессивного поведения, наряду с ситуационными фрустрирующими факторами (собственный виктимный опыт, опосредованность общения в Сети, анонимность, доступность), и тенденциями торможения агрессивности (например, нормы морали и социально-положительные ценностные установки).
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что существует взаимосвязь между склонностью несовершеннолетних к агрессивному поведению в сети Интернет и индивидуально-психологическими особенностями, такими как агрессивность, враждебность. В эмпирическом исследовании принимали участие 90 человек, в том числе 47 учеников 5 классов в возрасте 11-12 лет, а также ученики 9 классов – 43 человека в возрасте 14-16 лет.
Вначале проводилось анкетирование для выявления проявлений агрессивного поведения в сети Интернет. Результаты анкетирования соотносились с методиками, направленными на выявление индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних (ИТДО Л.Н.Собчик), на определение склонности к агрессивному и отклоняющемуся поведению («Шкала враждебности» В. Кук, Д. Медлей, опросник Л.Г. Почебут, СОП А.Н. Орел), а также на выявление агрессивного поведения в школе («Шкала агрессии» П. Орпинас, Р. Франковски).
Для выявления связи между склонностью несовершеннолетних к агрессивному поведению в сети Интернет с их индивидуальными психологическими характеристика мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для оценки различий между несовершеннолетними, проявляющими склонность к агрессивному поведению в сети Интернет и не проявляющими был использован критерий Манна-Уитни.
В результате исследования было выявлено, что активность старших подростков в сети Интернет, включая киберагрессию, выше, чем у младших. В киберагрессию вовлечено значительное число подростков – более половины выборки. Среди учащихся 5-ых классов 42,2% склонны к проявлению агрессии в сети Интернет, в то время как среди учащихся 9-ых классов склонны 62,8%. В обеих возрастных группах наиболее часто используются такие виды киберагрессии, как травля (кибербуллинг) и очернение, у старших подростков также секстинг.
Была проверена основная гипотеза, в результате чего было установлено, что склонность к агрессивному поведению несовершеннолетних в сети Интернет имеет связь с определенными индивидуально-психологическими особенностями, а именно: агрессивностью, враждебностью, цинизмом, а также склонностью к проявлению вербальной агрессии и деструктивному поведению.
Также в результате эмпирического исследования выявлено, что комплекс связей между склонностью к агрессивному поведению несовершеннолетних в сети Интернет и их индивидуально-психологическими особенностями зависит от возрастного фактора. У младших подростков связи отличаются парциальностью и не образуют целостной структуры, в то время как у старших подростков складывается взаимосвязанный комплекс характеристик, объединяющий склонность к проявлению негативных эмоций, враждебности и агрессивности
В ходе проверки дополнительной гипотезы выявлено, что склонность к агрессивному поведению несовершеннолетних в сети Интернет связана с тенденциями к агрессивному поведению вне сети (в школе). Однако нами не было получено других материалов, подтверждающих эти связи. Среди учащихся группы склонных к агрессивному поведению в сети Интернет нет тех, кто, например, стоит на внутришкольном учете или профилактическом учете ПДН. Также отсутствует информация об учениках, находящихся на контроле психологической и социально-педагогической служб школы.
Мы предполагаем, что отсутствие прямой связи между проявлениями агрессии в Сети и в школе также связано с тем, что агрессия в Интернете опосредована отсутствием физического контакта, зачастую анонимностью. Обращаясь к трехмерной теории агрессивного поведения, мы отмечали, что одним из измерений являются тенденции торможения агрессии. Вероятно, при  наличии у несовершеннолетних базовых индивидуальных свойств (агрессивность, враждебность, цинизм, склонность к вербальной агрессии) при взаимодействии учащихся вне виртуального пространства тенденции торможения (например, соблюдения норм общения, правил поведения) преобладают. Полученные результаты требуют дальнейшего, более глубокого и детального изучения.
Результаты нашего исследования позволяют расширить представления об агрессивном поведении несовершеннолетних в сети Интернет и использовать эти сведения для разработки программ по профилактике киберагрессии. Так, например, первичная и вторичная профилактика киберагрессии должны проводиться в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних. В работе с младшими подростками следует уделить внимание развитию компенсаторных качеств, которые уменьшают открытое проявление агрессивности в поведении, а также могут препятствовать виктимизации. По отношению к старшим подросткам следует выделить группы риска, определить степень участия и роль каждого несовершеннолетнего в киберагрессии. Индивидуальная психокоррекционная работа должна осуществляться в зависимости от того, имеет ли подросток собственный опыт виктимизации, агрессии в сети Интернет, и быть направленной на профилактику обоих негативных явлений.
Таким образом, агрессия несовершеннолетних в Интернете является актуальной проблемой и требует дальнейшего изучения. Особое внимание следует уделить изучению индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних, которые имеют склонность к агрессивному поведению в сети Интернет и вне ее.

Список литературы
1.   Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск : Удмуртский государственный университет. –  2012. — В. 1. — С. 48-51.
2.   Войскунский, А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке [Электронный ресурс]  // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. – Москва : Смысл. – 2002. – С. 82-101.  -  URL: http:// www.relarn.ru/human/vae03.html (дата обращения: 14.05.2017).
3.   Ениколопов, С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. – 2010. - № 2. – С. 37-47. - URL:  http://yurpsy.com/files/stat/19.htm (дата обращения: 29.04.2018).
4.   Ефимова, Т.В. Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы [Электронный ресурс] / Т.В. Ефимова, А.Г. Береснева  // СИСП. - 2016. - №8 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-i-podrostkovaya-agressivnost-grani-problemy (дата обращения: 29.04.2018).
5.   Позднякова, М.Е. Девиантное поведение и интернет (опыт социологического анализа) : сб. науч. ст. / Под ред. М.Е. Поздняковой и Л.В. Карнаушенко. – Москва : Институт социологии РАН, 2008. — 184 с.
6.   Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – Москва : Смысл, 2003. – 300 с.
7.   Солдатова, Г. Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет / Г. Солдатова, Е. Зотова // Справочник классного руководителя. — 2011. — № 7.
8.   Специфика агрессии в Интернет-среде / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.П. Цибульский, Н.В. Чудова // Психологический журнал. – 2006. -  № 6. -  С. 19-42.
9.   Álvarez-García, D., et al. Validity and reliability of the Cyber-aggression Questionnaire for Adolescents (CYBA) [Электронныйресурс] // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. – 2016. – URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ejpal.2016.02.003 (датаобращения: 30.03.2018). 
10.   Are cyberbullies really bullies? An investigation of reactive and proactive online aggression / D.M. Law, J.D. Shapka, J.F. Domene, M.H. Gagné // Computers in Human Behavior. – 2012. – 28 (2) - P. 664-672.
11.   Bullying and Cyberbullying: Their Legal Status and Use in Psychological Assessment. / M. Samara, V. Burbidge, A. El Asam, M. Foody, P.K. Smith, H. Morsi // Int. J. Environ. Res. Public Health. – 2017. – 14. – 1449 p.
12.   Chen, L. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: From the social cognitive and media effects approach / L. Chen, S.S. Ho, M.O. Lwin //  New Media Soc. – 2017. -  19. - P. 1194–1213.
13.   Corcoran, L. Cyberbullying or Cyber Aggression? A Review of Existing Definitions of Cyber-Based Peer-to-Peer Aggression / L. Corcoran, C.M. Guckin, G. Prentice // Societies. – 2015. – 5. – P. 245-255.
14.   Kowalski, R.M. Electronic bullying among middle school students / R.M. Kowalski, S.P. Limber // Journal of Adolescent Health. – 2007. -  41 (6, Suppl.). – P. 22−30.
15.   Vandebosch, H. Cyberbullying among youngsters: profiles of bullies and victims / H. Vandebosch, K. Van Cleemput // New Media and Society. – 2009. - 11(8). – P. 1349–1371.