Автор Тема: зменение представлений о другом и профилактика социальной дискриминации...  (Прочитано 269 раз)

Воронкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Изменение представлений о другом и профилактика социальной дискриминации при помощи рисованных историй
Воронкова А.А.
МГППУ (Москва)
Научный руководитель: доц. Чиркина Р.В.
Для подросткового возраста особенно характерно деление на группы, выделение своих и чужих, таких как я и не таких как я. Те, кто оказался  исключен из группы «такие как я», как правило, подвергаются дискриминации (Обухова Л.В., 2006, Гулевич О.А, 2008).
В рамках дипломной магистерской работы нами было замерено отношение подростков к разным социальным и внешним характеристикам людей при помощи цветового теста отношений и методики самооценки Дембо-Рубинштена (Иванников В.А., Эйдман Е.В.,1990) . Среди параметров оценки также была категория «такие как я» и «не такие как я», в последнюю предлагалось вписать три примера и тоже оценить по цветовой шкале. Эксперимент проходил в двух восьмых классах ГБУО «Школа Интеграл», г. Москва. Первоначальный замер показал, что к категории «не такие как я» подростки часто относили тех, кого они называли «не русские», иногда с конкретизацией «негры», «корейцы».
Наша гипотеза состояла в том, что изменение представлений о другом произойдет после занятия с использованием рисованных историй (комиксов) в одном из классов, и не изменится в другом, в котором такое занятие не проводилось. Само занятие строилось на том, что участники в парах создают комикс из девяти кадров по заданной модели. Каждая пара получила фотографию африканца, раздающего флаеры на улице и план сценария. Был выбран именно этот персонаж, так как он отвечал наиболее часто встречающемуся определению «не такие как я» – не русский, негр, и негативно оцененным категориям «бедный», «непопулярный».  Была поставлена задача - рассказать о нем, поставить его в неожиданную ситуацию и потом из этой ситуации вывести. Упражнение было направлено на продукцию, активацию существующего жизненного опыта, рефлексию, получение новой информации. После этого участники прочитали настоящую историю персонажа с фотографии.
Было отмечено, что в нарисованных историях персонаж в момент кризиса («и вот однажды...») в половине случаев решал свои проблемы (находил хорошую работу, зарабатывал деньги и использовал их на благо своей страны, обретал статус), и авторы во всех случаях (за исключением тех, кто не успел дойти до этого момента) становились на сторону своего героя и стремились ему помочь. В отличие от нашего предыдущего опыта в школе, где в ситуацию кризиса (И вот однажды) героя ставили участники другой группы, возвращая потом историю авторам, чтобы они помогали герою с ней справиться (Воронкова А.А., 2016). В последних участники конкурирующей группы часто выбирали негативный сценарий для героя, что, по нашему наблюдению, наоборот, усиливало эмпатию авторов к своему герою и желание ему помочь. В данный момент результаты повторного замера обрабатываются, но уже сейчас можно отметить, что подростки с энтузиазмом работали с жанре комикса, в котором у них была полная свобода говорить за персонажей. Они показали себя как сочувствующие, однако сильно идеализирующие ситуацию «другого» из-за незнания реального положения вещей (визовые ограничения для иностранцев в поиске работы, невозможность найти работу без знания языка и контактов, заработать много денег и сразу — эта ситуация также требует дальнейшей рефлексии).
Мы видим большой потенциал в направленном использовании рисованных историй (комиксов) в школе на занятиях, требующих включенности в процесс, направленных на развитие эмпатии и рефлексии, критического мышления, таких как естествознание, история и т.д.

Список литературы:
1.   Воронкова А.А. Комиксы и социальная тематика: опыт работы в школах, колледжах и закрытых образовательных заведених. Изотекст. Сборник материалов конференции исследователей комиксов 2016 г. – Москва: Российская государственная библиотека для молодежи, 2016 – 118с.
2.   Гулевич О.А. 2. Психология межгрупповых отношений : учебное пособие, МПСИ -2008
3.   Иванников В.А. Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 1990. Том. 11. №3. С. 39-49
4.   Обухова Л.В. Возрастная психология -- Москва: - Высшее образование, МГППУ, 2006с. – 460с.
5.   Eisner, Will. Comics and Sequential Art. Poorhouse Press, 1985