Автор Тема: Особенности нейрокогнитивного профиля и регуляции поведения...  (Прочитано 1137 раз)

Воропаева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности нейрокогнитивного профиля и регуляции поведения у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
Воропаева Е.А.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (г. Москва)
Научный руководитель- Делибалт В.В.
Вопросами исследования детского нейрокогнитивного профиля занимаются многие не только русские, но и зарубежные исследователи. На примере иностранных исследований было показано, что для социально неблагополучных детей характерно отставание в развитии некоторых функций, таких как управляющая функция, функция самоконтроля.
Данное исследование представляет собой попытку обобщения зарубежных исследований и адаптацию зарубежной программы «Орудия ума» для ситуации в нашей стране.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, формируется особый нейрокогнитивный профиль, который выражается в снижении показателей уровня речевого развития, памяти и в особенности когнитивного контроля.
В исследовании особенностей нейрокогнитивного профиля детей мы выделяем следующие основные маркеры: развитие речи и произвольной речевой регуляции, а также планирование и контроль собственной деятельности, регуляция поведения. Основываясь на показателях данных функций можно сделать предположение о том, как в дальнейшем бедная социальная среда и низкий социально-экономический статус могут сказаться на развитии ребенка.
Через формирование речевой регуляции формируется сложный процесс самостоятельного волевого акта, который, по своей сути, является подчинениям действия ребенка уже не речи взрослого, а его собственной речи и носит сначала развернутый, а затем свернутый, внутренний, характер (Лонгинова Н.Э. 2007).
Данные, полученные нами в ходе исследования, свидетельствуют о том, что по некоторым показателям несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, действительно имеют более низкий уровень регуляции поведения, а так же их речевое развитие отличается от детей, условно относящихся к норме. Это может быть связано с тем, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, находятся в ситуации эмоциональной и сенсорной депривации. Многие из детей, участвующих в исследовании, находились в юридически значимой ситуации, причем достаточно долгое время, что также повлияло на развитие и становление их психики.
У несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в  структуре нейрокогнитивного профиля мы выделили речевое развитие и контроль собственной деятельности как основные маркеры, по которым можно было бы судить об уровне развития ребенка. Более того, опираясь на эти показатели, можно сделать предположение о дальнейшем развитии девиантного поведения у таких детей. Отсутствие контроля за собственными действиями может так же повлиять на формирование правосознания.
По итогам статистической обработки данных, можно сказать, что значимые различия между двумя выборками присутствуют в таких параметрах как активный словарный запас и оценка уровня саморегуляции. Уровень активного словарного запаса у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, значимо ниже, чем у несовершеннолетних, условно относящихся к норме. Они используют меньше слов при рассказе по картинкам, слова повторяются, предложения грамматически проще и не имеют сложных конструкций. Уровень саморегуляции также значимо ниже у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При выполнении методики «Оценка уровня саморегуляции», испытуемые хуже удерживают инструкцию, совершают больше ошибок и реже их исправляют, не стремятся к достижению конечного результата. Кроме того, анализируя проективную методику «Рисунок семьи», можно сделать выводы о том, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают менее теплые чувства в общении с семьей, они более дистанцированы от других членов семьи, зачастую их семьи неполные. В свою очередь, это тоже откладывает отпечаток на благополучное развитие психических функций.
Это подтверждает наше предположение о том, что особые социальные, юридически значимые ситуации могут влиять на формирование и развитие таких важнейших функций как речь и регуляция поведения. Как известно, большую роль в развитии речевой регуляции играет эгоцентрическая речь, которая вырастает из социальной речи и реального сотрудничества детей и взрослых в деятельности (ВыготскийЛ.С., 1991). В деятельности ребенка речь сначала сопровождает действия, а на следующем этапе развития речевая регуляция проявляется в виде предварительного составленного плана, в форме планирующей речи.

Список литературы:
1.   Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1991 – 536 с.
2.   Лонгинова Н.Э. Роль словестной регуляции в общем и речевом развитии ребенка // Омский научный вестник. – 2007. - №5. – С. 161-164.