Автор Тема: Особенности стигматизации подростков в школе  (Прочитано 2776 раз)

Гриненко У.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Особенности стигматизации подростков в школе
Гриненко У. Б.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Богданович Н. В.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.

Человек со стигмой – не вполне человек (is not quite human) (Becker H.S., 1963).
В соответствии с анализом базы данных PsychInfo, в период с 2013 (Бовина И.Б., 2013) по 2018 число публикаций, в центре внимания которых стоит проблема стигмы, возросло с 7674 до 9390.
Стигматизация – это процесс навешивания ярлыков (стигм), который приводит к предубежденному отношению окружающих, выражающееся в неодобрении, осуждении и отвержении.
По мнению Э. Лемерта, клеймение порождает и усиливает девиантное поведение (Lemert E.M., 1951). Поведение ребенка является ответной реакцией на клеймение (Липай Т.П., 2009). Согласно теории стигматизации (Becker H.S., 1963), (Goffman E., 1963), девиантное поведение является следствием навешивания обществом соответствующих ярлыков на индивида путем соотнесения его действий с абстрактными правилами. В соответствии с этим, стигматизированный придерживается девиантной роли сообразно сложившейся репутации, которая усиливает изоляцию индивида и рецидивы девиантного поведения.
По мнению Т.П. Липай, процесс стигматизации формируется в начальной школе, развиваясь и закрепляясь в подростковом возрасте (Липай Т.П., 2009). Ярлыки (стигмы), «навешанные» в детстве, неумышленно фиксируются в процессе социального взаимодействия. Педагоги придерживаются негативных ожиданий от учеников, и следуют им даже когда сталкиваются с нормальным поведением со стороны индивидов.
В результате навешивания стигм индивид не обладает полноценными возможностями общения с нестигматизированными людьми, у него имеются сложности во взаимоотношениях с его близким окружением.
Групповая диагностика с использованием социометрического теста Дж. Морено, групповой оценки личности (ГОЛ) проводилась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1492» с младшими подростками в возрасте 11-12 лет в количестве 20 человек с целью выявления стигматизированного пятиклассника.  Для индивидуальной диагностики использовались тест склонности к девиантному поведению (СДП) Леус Э.В. и индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л.Н. Собчик.
Изучение проблемы стигматизации и ее связи с девиантным поведением подростков позволило определить факторы (низкий социометрический статус подростка, неприязнь, негативное оценивание педагогами и одноклассниками, непринятие, пренебрежение) и условия (самостигматизация), формирующие отклоняющееся поведения индивида, что позволило подтвердить выдвинутые в начале работы гипотезы о том, что:
1)   Девиантное поведение подростков является косвенной ответной реакцией на стигматизацию.
2)   Стигматизированные подростки отвержены сверстниками.
Методами дестигматизации могут выступать: индивидуализация подростка, психосоциальная поддержка стигматизированного субъекта, а также его собственная внутренняя работа по преодолению самостигматизации. Однако существует ряд ограничений в преодолении стигматизации: стойкость стереотипов восприятия индивида со стигмой, зависимость стигматизированного субъекта от внешней поддержки, различность интересов, ценностей индивида и группы, внутренние конфликты стигматизированного, недостаточное развитие навыков коммуникации, неуверенность в будущем, страх отвержения в новых отношениях (Богомаз С.Л., 2015).
Отношение педагогов, выражающееся в предубежденном отношении к подросткам, необходимо рефлексировать, чтобы оно не отражалось на закреплении ярлыка девиантного подростка (Гриненко У.Б., 2017).
Понимание личностных особенностей подростков с девиантным поведением способствует началу ранней психопрофилактической работы по дестигматизации в школе, грамотному построению коррекционной работы с учетом обнаруженных индивидуально-психологических особенностей личности младшего подростка и ситуации его развития. Психокоррекционная работа может быть направлена на развитие эмпатии, саморегуляции, просоциальной направленности через привлечение подростков к участию в спортивных, музыкальных, волонтерских, театральных и других видах общественно-полезной деятельности.
Понимание педагогами, психологами, ближайшим окружением личностных особенностей младших подростков представляет особую важность для прогнозирования дальнейшего развития личности подростка, обдумывания отдельных факторов отклоняющегося поведения, созданию психопрофилактирующих работ и коррекции имеющегося девиантного поведения.

Список литературы:
1.   Бовина, И.Б., Бовин Б.Г. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть1) [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2013. – № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63778.shtml (дата обращения: 21.12.2018)
2.   Богомаз, С.Л. Психологические детерминанты стигматизации в старшем школьном возрасте : монография / С.Л. Богомаз, Н.М. Куркова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 134 с.
3.   Гриненко У.Б. Стигматизация как реакция общества на подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников Всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению». – Москва : МГППУ, 2017. – с. 34-35.
4.   Липай, Т.П. Стигматизация в практике образовательных школ / Т.П. Липай // Социологические исследования – 2009. –  № 11 – с. 142-144
5.   Becker, H.S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance / H.S. Becker. – New York: 1963, 9 р.
6.   Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Prentice Hall, 1963, 147 p. 
7.   Lemert E.M. Social Pathology. New York, 1951, p. 70-71.