Автор Тема: Особенности самосознания и способность к эмпатиидевиантных подростков  (Прочитано 283 раз)

Евдокимова О.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности самосознания и способность к эмпатиидевиантных подростков
Евдокимова О.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (город Москва)
Коноплева И.Н.
Актуальность данного исследования подтверждается тем, что девиантное поведение подростков остается недостаточно изученной в методологическом отношении, нет единого психологического подхода к рассмотрению эмпатии и самосознания в контексте девиантного поведения.
Целью данной работы является изучение особенностей самосознания и способность к эмпатиидевиантных подростков.
Объектом работы является   самосознание девиантных подростков.
Предметом работы является особенности самосознания и способность к эмпатиидевиантных подростков.
Гипотезы исследования:
Мы исходим из предположения о том, что у девиантных подростков со сниженной эмпатией выражены отдельные особенности самосознания, свидетельствующие об его неустойчивости.
Для проверки нашего предположения нами использовались такие методы исследования, как теоретический анализ отечественной и зарубежной¬ психолого-педагогической литературы по проблемам девиантного поведения, методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ по Пирсону, психодиагностика.
Методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, опросник диагностики способности эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), методика исследования самоотношения  С.Р.Пантилеев (МИС).
В исследование принимали участие 30 подростков – юношей в возрасте от 14-15 лет, которые состоят на учете в ПДН.
Результаты выполненного нами исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). Результаты показали следующее:
Шкала «самоуважения» сосредоточена на отображение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, независимости, оценки вероятностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы. По результатам этой шкалы мы можем увидеть, что у 13,3% испытуемых признак выражен ярко, у 53,4% испытуемых признак выражен, а у 33, 3% испытуемых признак не выражен.Основываясь на данные процентного соотношения, мы можем сказать, что в подростковом возрасте отношение к своим способностям, возможностям и вера в себя имеют преимущественно средний или низкий уровень выраженности.
Шкала «аутосимпатии» на положительном полюсе соединяет доверительное отношение к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе – видеть в себе только одни недостатки, а также низкую самооценку, склонность к самообвинению. По результатам этой шкалы у 70% испытуемых признак выражен, у 20% признак не выявлен и только у 10% испытуемых признак выражен ярко.
Результаты по шкале «глобального самоотношения» показали, что у 63,3% испытуемых показатель в пределах 50-74, это говорит нам о том, что признак выражен, у 33,3 % испытуемых, показатель больше 74, что говорит нам о том, что признак выражен ярко и лишь у 3,3% испытуемых признак не выражен.
Самый выраженный   признак «аутосимпатия», что говорит нам о том, что большинство испытуемых доброжелательно настроены сами к себе, довольны своими внешними данными, а также всячески выделяет себя из общей массы людей. Также выражен признак «глобального самоотношения» - это говорит нам о том, что большинство испытуемых испытывают внутренне-недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Затем провели методику исследования самоотношения МИС (С.Р.Пантилеев). Получили следующие результаты. 
По шкале «самоуверенность» 66,7% испытуемых получили никое значение, что говорит нам о том, что испытуемые не удовлетворены своими возможностями и собой в целом, а также сомневаются в том, что могут вызывать уважение у окружающих.
По шкале «саморуководство» 80% испытуемых набрали низкое значение, а это значит, что большая часть испытуемых уверены в том, что они не могут противостоять судьбе, не стремятся искать причины определенных поступков с себе самих, а также имеют слабую саморегуляцию.
По шкале «внутренняя конфликтность» прослеживается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, проходящих на общем негативном эмоциональном отношении к себе. Высокие значения по этой шкале набрали 50% испытуемых, что говорит о присутствии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины.
По шкале «самообвинения» получились такие результаты 50% испытуемых с высоким уровнем и 50% со средним уровнем. Высокие значения говорят об самообвинении, готовности поставить себе в вину свои ошибки и невезения, личные недостатки.
На следующем этапе нашего исследования была проведена методика общих эмпатийных тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Получили следующие данные:

Большой процент испытуемых 56,7%, имеет средний уровень эмпатии, это говорит нам о том, что испытуемые склонны к самоконтролю своих эмоциональных проявлений, а также проявляют чуткость и внимательность к окружающим людям. Низкий уровень эмпатии имеют 33,3 % испытуемых, это свидельствует о том, что испытуемым с таким уровнем трудно устанавливать межличностные контакты, ощущают дискомфорт в больших компаниях, а также плохо разбираются в эмоциональных проявлениях окружающую. Менее всего 10% от общей выборки составляет часть испытуемых, имеющих высокий статус.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Наиболее значимый уровень эмпатии по результату методики стал низкий показатель -  83,4%.  Низкий уровень эмпатии характеризуется малоразвитым ощущением сопереживания. Личность с таким уровнем в большей степени эгоистична и заботится только о себе и своих нуждах. Низкий уровень эмпатии свидетельствует о том, что личность не способна оказать помощь, быть чутким слушателем.  Данные по среднему (10%) уровню эмпатии снижены по сравнению с процентом испытуемых с заниженным (6,6%) уровнем эмпатии.
Мы видим, что больше всего процентов 57,2% испытуемые получили по шкалам «проникающая способность эмпатии», которая расценивается как существенное коммуникативное свойство личности, разрешающее организовывать атмосферу открытости, доверительности, задушевности и «установки, способствующие эмпатии», которые облегчают или затрудняют воздействие всех эмпатических каналов. А меньше всего 48,3 % - по шкале «идентификация в эмпатии» и «рациональный канал».
Для оценки корреляции между особенностями самосознания и эмпатией мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. В результате мы получили следующие результаты:
1)   В процессе корреляционного анализа была выявлена положительная значимая связь (0,441, р ≤ 0,05) между уровнем развития аутосимпатии и эмпатии. Можем заключить, что чем выше уровень отношения подростка к себе, тем выше уровень его способности к сопереживанию другого человека.
2)   Обнаружена положительная значимая связь (0,55, р ≤ 0,05) между уровнем глобального самоотношения и эмпатией. Таким образом можем говорить, что чем выше внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя тем выше проявление эмпатии.
3)   Обнаружена отрицательная значимая связь (- 0,39, р ≤ 0,05) между самообвинением и эмпатией. По всей видимости, чем больше девиантный подросток осуждает себя и агрессивно настроен к себе, тем меньше он способен сопереживать другому человеку.
4)   Обнаружена положительная значимая связь (0,57, р ≤ 0,05) между самоинтересом и эмпатией. Можно предположить, что чем больше девиантный подросток анализирует собственные возможности и уверен в своей интересности для других тем больше он может понять другого человека.
5)   Обнаружена отрицательная значимая связь (- 0,46, р ≤ 0,05) между отраженным самоотношением и эмпатией. Возможно, чем больше девиантный подросток уверен в том, что он может вызывать уважение у окружающих, тем меньше он может понимать чувства другого человека.
6)   Обнаружена отрицательная значимая связь (- 0,38,р ≤ 0,05) между внутренним конфликтом и установками, способствующими эмпатии. По-видимому, чем больше девиантный подросток негативно относится к себе и источником своих достижений и неудач считает преимущество себя, тем меньше он направлен на установлениеличных контактов с окружающими, склонен выражать интерес к их внутреннему миру.
7)   Обнаружена положительная значимая связь (0, 64,р ≤ 0,05) между внутренней честностью и проникающей способностью к эмпатии. Это говорит нам о том, что чем выше рефлексивность и критичность девиантного подростка, тем выше его способность создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.
8)   Обнаружена положительная значимая связь (0,57,р ≤ 0,05) между самопривязаностью и эмпатией. Таким образом, чем больше девиантный подросток готов к изменению "Я"-концепции, хочет развивать и совершенствовать собственное "Я", тем больше он готов поставить себя на место другого человека, может сопереживать ему.
9)   Обнаружена отрицательная значимая связь (- 0,36, р ≤ 0,05) между самообвинением и интуитивным каналом эмпатии. Это говорит нам о том, что чем больше девиантный подросток обвиняет себя в совершенном, тем меньше он способен отследить поведение другого человека и тем меньше может опираться на опыт, который хранится в подсознании.
Полученные данные позволяют утверждать, что существует связь между особенностями самосознания и способности к эмпатии у девиантых подростков.