Автор Тема: Копинг-стратегии у подростков, профессионально занимающихся спортом  (Прочитано 308 раз)

Ефимочкина К.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Копинг-стратегии у подростков, профессионально занимающихся спортом
Ефимочкина К. М.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Дегтярёв А. В.
старший преподаватель кафедры
юридической психологии и права
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Профессиональные занятия спортом предъявляют высокие требования к результатам спортивной деятельности: стремление не подвести тренера, команду, а также всех людей, которые участвовали в подготовке спортсмена к соревнованиям, увеличивается степень ответственности спортсмена за свои действия, за свой результат, значительно повышаются психофизиологические нагрузки на организм спортсмена. Перечисленные факторы ведут к возрастанию напряженности на психологическом уровне, которая проявляется в увеличении частоты возникновения отрицательных переживаний и стрессовых реакций, которые могут накапливаться и провоцировать возникновение выраженных и длительных стрессовых состояний.
Набор стратегий поведения начинает формироваться в подростковый период, шаги в большой спорт тоже начинаются в раннем и подростковом возрасте, поэтому необходимо диагностировать уже имеющиеся (Бочавер К.А., Довжик Л.М., 2016) предпочитаемые стратегии поведения в неблагоприятных ситуациях и просвещать юношей и девушек о возможных способах совладания со стрессом, что будет способствовать формированию конструктивных и адаптивных стратегий совладающего поведения (Брусенская Д.С. 2016). 
Формирование конструктивных копинг-стратегий позволит подросткам-спортсменам комфортно себя чувствовать в соревновательный период, что скажется в общем на результатах сборных команд России, а в случае подростков, не связанных с профессиональной спортивной деятельностью, это может служить профилактикой девиантного поведения, т.к. копинг-стратегии являются сознательными моделями поведения, на которые можно влиять, формировать, изменять (Довжик Л.М., Бочавер К.А., 2016).
Тем не менее, в настоящее время отмечается недостаток исследований, посвященных изучению совладающего поведения, копинг-стратегий, у спортсменов. Это и обусловило актуальность выбора темы исследования.
Подростковый период является одним из переломных моментов в жизни человека. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни: переориентация авторитетов с родителей и учителей на сверстников и друзей, стремление к самостоятельности, развитие абстрактного мышления и формирование собственных взглядов на жизнь (Малявина Е.А., Меренкова В.С., 2014). Тем не менее, подросток всё еще зависим от взрослого, ему не хватает навыков и опыта, чтобы справиться со всеми стоящими перед ним задачами самостоятельно, поэтому наиболее выраженными в подростковом возрасте являются специфические виды копинга, призванные обратить на себя внимание взрослого, т.к. в силу отсутствия опыта, подросток ещё не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно (Ялтонский, В.М., 2010). Среди подростков наиболее часто встречаются стратегии поиска социальной поддержки и бегства, чуть реже – планирование решения проблем и принятие ответственности (Морозова Т.Ю., 2014).
Подросток, профессионально занимающийся спортом, имеет особые условия жизни. Чаще всего он живет относительно самостоятельно, отдельно от родителей и ежедневно вынужден сам справляться с возникающими трудностями. Занятия спортом воспитывают в человеке мотивацию на достижение цели, ответственность за свои действия, а также способствует формированию определенных конструктивных способов реагирования на стрессовую ситуацию. В связи с этим подростки-спортсмены чаще используют проблемно-ориентированные, конструктивные копинги, например, принятие ответственности и планирование решения ситуации (Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О., 2011).
Объект исследования: совладающее поведение (копинг-стратегии) у подростков.
Предмет исследования: особенности совладающего поведение (копинг-стратегий) у подростков, профессионально занимающихся спортом.
Гипотезы:
•   У подростков, занимающихся спортом, преобладают проблемно-ориентированные копинг-стратегии;
•   Стратегии совладания «поиск социальной поддержки» и «избегание» у спортсменов выражены слабее, чем у учеников общеобразовательной школы.
Методики исследования:
1.   Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса)
2.   Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)
Выборка: в исследовании приняли участие подростки, мальчики и девочки, в возрасте 14-15 лет. Контрольную группу составили ученики 8 класса МОУ СОШ №9 г. Серпухова в количестве 12 человек (6 девочек, 6 мальчиков); экспериментальную группу – подростки, профессионально занимающиеся индивидуальными видами спорта, ученики 8 класса ГБОУ МСС УОР №2 Москомспорта в количестве 12 человек (7 девочек, 5 мальчиков).
Проведя эмпирическое исследование среди подростков, профессиональных спортсменов, и учеников общеобразовательных школ, можно сказать, что спортсмены гораздо реже используют стратегии поведения «Поиск социальной поддержки» и «Избегание», чем учащиеся общеобразовательных школ.
Во-вторых, у спортсменов эмоционально-ориентированные копинги выражены сильнее, чем у обычных подростков.
В-третьих, разброс в значениях предпочитаемых копинг-стратегий между двумя группами исследования небольшой. Это может быть связано с маленькой выборкой или с юным возрастом участников исследования, т.к. опыт профессиональной спортивной деятельности ещё не велик, поэтому не оказывает сильного влияния на поведение в ситуации стресса.
Также стоит отметить, что среди спортсменов сильнее выражен агрессивный способ снятия эмоционального напряжения (стратегия конфронтации).  Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
Таким образом, можно сказать, что гипотезы исследования частично подтвердились, поскольку среди спортсменов преобладают эмоционально-ориентированные копинг-стратегии. Стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание» у спортсменов выражены слабее, чем у учеников общеобразовательной школы.

Список литературы
1.   Бочавер, К.А., Довжик, Л.М. Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. C. 1–18.
2.   Брусенская, Д.С. Изучение использования копинг-стратегий у подростков, занимающихся спортом [Электронный ресурс] // журнал NovaInfo.Ru. 2016. Том 1. № 41. С. 215 – 218.
3.   Довжик, Л.М., Бочавер, К.А. Эффективное совладающее поведение в спорте: что выводит из равновесия и как его снова обрести [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 1–22.
4.   Малявина Е.А., Меренкова В.С. Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014.  № 11(39). С. 12–14.
5.    Морозова, Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Системная психология и социология (научно-практический журнал) №9, 2014. С. 23–25.
6.   Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). С. 33–34.
7.   Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. С. 43–54.