Автор Тема: Копинг-стратегии старших подростков из неполных семей  (Прочитано 1330 раз)

Иванова О.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Копинг-стратегии старших подростков из неполных семей
Иванова О.И.
Московский государственный психолого-педагогический университет.
(г. Москва)
Научный руководитель: Бусарова О.Р.
В настоящее время копинг-поведение подростков остается малоизученным. Можно предположить, что становление копинга закладывается именно в этом возрасте. Главной психологической особенностью неполной семьи, а именно семьи, где ребенок воспитывается одинокими матерями, является отсутствие примера брачных отношений, что в дальнейшем оказывает влияние на становление и развитие подростка, а так же  и выбор способа совладания со стрессовой ситуацией (Эйдемиллер Э.Г., 2008, Хломов К.Д., 2016, Зуев К.Б., 2006). Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при реальной невозможности утвердить себя среди них (Эльконин Д.Б, 1996). Подросток стремится к самостоятельности и у него появляются свои способы поведения и способы совладания со стрессом (копинги), несмотря на несогласие сверстников и взрослых, он подражает им и ориентируется на них. Исследование специфики и особенностей совладания со стрессом в условиях неполной семьи позволит в дальнейшем сформировать эффективные копинги и использовать их в целях профилактики  участившихся девиантных проявлений подростничества – этим  определяется актуальностьвыбранной нами темы исследования.
Цель исследования: выявлениекопинг-стратегий старших подростков из неполных семей. Объект исследования: копинг-стратегии старших подростков. Предмет исследования: копинг-стратегии старших подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: В неполных семьях подростки, воспитывающиеся одинокими матерями, используют неэффективные коппинг-стратегии.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
-   выявить степень разработанности проблемы совладающего поведения старших подростков в отечественной и зарубежной литературе;
-   описать психологические особенности подросткового возраста и особенности их поведения в условиях неполной семьи;
-    изучить специфику механизмов психологической защиты и особенности совладающего поведения подростков, воспитывающихся одинокими матерями, и соотнести ее с характеристиками механизмов совладания со стрессом;
В результате исследования было установлено:
- Совладающее со стрессом поведение связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых копингов и решений проблемных ситуаций (Крюкова Т.Л., 2013).
- Стиль детско-родительских отношений может оказывать влияние на особенности выбора подростками определенного совладающего поведения (Овсянникова Е.А, Ткаченко Н.С., 2014)
- Авторы (Зуев К.Б, 2006, В.М. Целуйко, 2004, Э.Г. Эйдемиллер, 2008) отмечают определенные особенности семей, в которых мать одна воспитывает ребенка. В такой семье отсутствует главное-  пример брачных отношений, что в дальнейшем оказывает негативное влияние на становление и развитие ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.
- Попадая в трудную жизненную ситуацию, подростки чаще обращаются  за помощью к матери и ближайшим родственникам (Дружинина Ю.А., 2012), которые помогают, прежде всего, советом, объясняют, что нужно делать.
- Существуют различия в выборе копингов у мальчиков и девочек в семьях, где подростки пережили развод родителей (Сапоровская М.В., 2013). Результаты исследования показывают, что к решению проблемы более склонны девочки из разведенных и мальчики из полных семей. Девочки из разведенных семей часто используют стратегию самообвинения, что вероятно, побуждает их к активным социальноодобряемым действиям.
- Установлено, что  высокие социальные достижения у подростков из полных и неполных семей связаны с разными психологическими механизмами: у первых это достигается за счет ориентации на решение проблемы и социальной поддержки, т. е. совладающее поведение подростков ориентировано на взаимодействие с родителями. А у вторых– это усиление субъективного контроля над ситуацией, что указывает на стремление подростка к отдалению от родителей. (Сапоровская М.В., 2013). 
- В основе копинга несовладания лежит механизм замещения. Снятие напряжения путем переноса агрессии с сильного и значимого объекта на более слабый только усугубляет ситуацию, делает ее совершенно неразрешимой. Слабым объектом становится подросток, что впоследствии приводит к депрессии (Сапоровская М.В., 2013).
-Копинг самоообвинение способствует высоким социальным достижениям и эффективности социально-психологической адаптации  человека (Сапоровская М.В., 2013) .
- Использование в трудных жизненных ситуациях матерями подростков выражения своих эмоций и чувств или сдерживание собственной активности напрямую влияет на сосредоточение внимания подростков на проблеме и нежелание отвлекаться на посторонние дела (Дружинина Ю.А., 2012).
В итоге следует отметить, что механизмы психологической защиты и совладающее поведение у подростков из неполных семей имеют специфические проявления и последствия, что предполагает  дальнейшее исследование копинговстарших подростков, воспитывающихся одинокими матерями.    

Список литературы
1.   Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте  // Омский научный вестник 2012.  №5 (112). С. 172-176.
2.   Зуев К.Б. Представления о гендерных ролях полных и неполных семей // Психологические исследования, Выпуск 1 (серия «Труды молодых ученых ИП РАН») / Под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. М., 2006. С. 126-138.
3.   Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Стрессы семейных отношений Тенденции и эффекты совладания // Социальная и экономическая психология. 2016. Том 1. № 1. С.174-195.
4.    Овсянникова Е.А., ТкаченкоН.С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий. Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). Выпуск 24. С.162-168.
5.   Сапоровская М.В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод как предиктор защитного и совладающего поведения подростков // «Психологическая наука и образование». 2013. №1. С. 65-72.
6.   Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис.  …д-ра мед.наук. Бишкек, 1994. 283 с.
7.   Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т.7. №2. С.. 109-125. doi:10.17759/sps.201607028/
8.   Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2004. -272с.
9.   Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи  - СПб., 2008. - 672 с.
10.   Эльконин Д.Б. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.- 344с.