Автор Тема: Нарративный подход к оценке психологических состояний подростков...  (Прочитано 243 раз)

Калашников Ю.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Нарративный подход к оценке психологических состояний подростков в ситуации конфликта
Калашников Ю.В., студент 4 курса
Московский государственный психолого-педагогический университет
Научный руководитель - Чиркина Р.В.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме нарративный подход в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, имеет как теоретико-методологическую, так и практическую значимость, особенно в контексте проблематики  социальных рисков в сфере детства. Одним из таких рисков являются конфликты и их переживания в подростковом возрасте. Выявление особенностей поведения и отношений в конфликте,  связанных с ним психологических состояний,  возможно разными методами, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В проведенном в 2018 году исследовании, мы ставили перед собой цель - выявить различия в процедурах и результатах исследования состояний подростков в ситуации конфликта при применении традиционных диагностических методов и методов нарративного подхода.
Нарратив (англ. и фр.  - narrative) -  субъективное изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. В основе нарративного подхода лежит представление о том, что реальность не существует объективно, а непрерывно конструируется во взаимодействии людей друг с другом. (Знаков В.В. 2010).
В исследовании принимали участие 18 учащихся 10 класса (16 – 17 лет) в гендерной пропорции 50 на 50 процентов. Нарративное интервью ограничилось 12 учащимися (7 человек женского пола и 5 мужского).
Психологические особенности и состояния учащихся в конфликтах определялись на основании методик ЦТО (Цветовой тест отношений) А.М. Эткинда (Эткинд, А. М. 1983), опросника «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса и нарративного интервью. Применялись следующие статистические критерии: корреляционный анализ Спирмена, u- критерий Манна Уитни.
Количественный анализ данных по ЦТО  покзал, что десятиклассники из данной выборки ожидаемо присваивают первые по степени эмоционального принятия места таким понятиям как: «радость», «победа», «гордость», «счастье», «мать», «родственники», «дом», «удовлетворение», «учитель» и «веселье». «Конфликт» так же ожидаемо оказывается в числе отвергаемых, негативно окрашенных понятий, связанных с такими состояниями  как «страх», «тревога», «стресс», «злость», «раздражение».
По результатам методики Томаса выявлено, что в данной группе доминирует стратегия «компромисс». Данная стратегия состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Также у испытуемых ярко выражена стратегия «сотрудничество». Участники конфликта, используя данную стратегию, приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Качественный анализ нарративного интервью дает более  субъективную и развернутую картину переживания конфликта. А косвенно определяемый по интервью стиль поведения в конфликте у большинства испытуемых совпадает с результатами методики Томаса. В трех случаях  имеются  различия, которые показывают субъективность нарратива и несовпадение декларируемого (в опроснике) и описываемого ситуативного стиля поведения в конфликте.
Исходя из данных расчета U-критерия Манна-Уитни для данной выборки, мы видим, что из 35 показателей только в 3 случаях наблюдаётся значимые различия в ответах девочек и мальчиков. Девочки намного более негативно относятся к дракам, чем мальчики, а так же стресс для них менее значим, чем для мальчиков. Учитель играет более значимую роль для мальчиков.
Корреляционный анализ по критерию Спирмена показал, что есть сильная взаимосвязь между такими понятиями как: компромисс и гордость, компромисс и одноклассница, конфликт и стресс. Сильная обратная корреляция наблюдается между: компромисс и тревога, сотрудничество и спор. Прямая, более слабая корреляция наблюдается между: спор и победа, спор и конфликт, приспособление и недовольство, недовольство и ссора, ссора и унижение. Обратная более слабая корреляция наблюдается между: тревога и гордость, конфликт и веселье, избегание и гордость, избегание и ссора.
Качественный анализ и контент-анализ нарративного интервью. В данной группе чаще всего в качестве фигурантов конфликтов упоминаются подруги, и одноклассницы, реже фигуранты мужского пола, друзья и родители. Даются оценочные описания «адекватный человек», взрывная девушка», «конфликтная женщина». Респонденты часто говорят о степени близости отношений «друзья мои», «друзья его». Чаще всего респонденты говорят о своих отрицательных состояниях и переживаниях. Это: раздражение, злость, обида, негодование, ярость, гнев, возмущение, страх. Реже встречаются  положительные и нейтральные состояния: веселье (противоречивость чувств, особенно ярко проявляющаяся в подростковом возрасте), гордость, прилив адреналина. Интервьюируемые чаще, чем о состояниях окружающих, говорят о своих состояниях и чувствах, которые носят субъективный, личный характер, направленный на самопознание, что характерно для этого возраста. В основном респонденты говорят об отрицательных состояниях фигурантов конфликта: истерика, негодование, плохое настроение.
В данной группе, в большинстве случаев, конфликты возникают в школе и на улице. Интервьюируемые в основном ярко описывают предшествующие конфликту события. Также дают оценку и характеристику происходящей ситуации: «поступил правильно, грамотно разрулили, была белой вороной». Часто ученики рассказывают о конфликте, закончившемся  дракой. Причины возникновения конфликта разные, но во  всех интервью респондент выступает в роли обвинителя и считает, что он прав. Для большинства интервьюируемых конфликт принёс новый опыт, и этот опыт пошёл им на пользу.
Стоит отметить, что как у девочек, так и у мальчиков, чаще всего возникают конфликты с представителями своего же пола. В отличие от девочек у мальчиков конфликты чаще заканчиваются дракой.
Согласно результатам количественного исследования классические методики дают более объективную, общую, групповую картину психологических состояний подростка в ситуации конфликта. В то время как качественное исследование даёт субъективные, но более подробные результаты. Объективные методы уводят испытуемого от конкретной ситуации в область обобщенных надситуативных позиций, а нарратив  позволяет говорить испытуемому об актуальной для него ситуации и проговаривать свои переживания, что при грамотном ведении интервью может иметь терапевтический эффект.
Сравнивая между собой результаты данных методов исследования, мы пришли к выводу, что они дополняют друг друга и дают наиболее объёмную и полную картину психологических состояний подростков в ситуации конфликта. Всё выше сказанное указывает на целесообразность совместного использования классических, стандартизированных диагностических методик и нарративных методов.

Список литературы:
1.   Знаков В.В. Тезаурусное и нарративное понимание событий как проблема психологии человеческого бытия/В.В. Знаков // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5. - № 3. – С. 105-119
2.   Кулагина, И.Ю., Колюцкий , В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина., В.Н. Колюцкий . – М.: ТЦ Сфера , 2004. – 464 с.
3.   Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник/ М.: Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
4.   Уайт М.  Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. – М.: Генезис, 2010. – 326 с.
5.   Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. Рекомендации / А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. Психоневрол. Ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983