Автор Тема: Кибербуллинг в структуре девиантного поведения  (Прочитано 1053 раз)

Кирюхина Д.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Кибербуллинг в структуре девиантного поведения
Кирюхина Д.В.
Московский Государственный Психолого-педагогический Университет (Россия, г. Москва)
Научный руководитель: Дозорцева Е.Г.
доктор психологических наук,
профессор кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Современное общество характеризуется как информационное, поскольку компьютеризация охватывает почти все сферы деятельности человека. Однако длительное пребывание за компьютером имеет негативные последствия, которым чаще всего подвержены подростки. Одной из актуальных проблем, возникших в век информационных технологий, является проблема кибербуллинга – травли человека по Интернету через сообщения, содержащие оскорбления, запугивания. Молодые люди, применяющие буллинг по отношению к окружающим и ровесникам в реальной жизни, получают новые возможности проявления агрессии и активно пользуются виртуальным пространством для реализации своих агрессивных мотивов в унижении и оскорблении другого человека. Провокации, агрессивные нападки, унижения могут иметь тяжелые последствия для жертвы, от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией. (Chibbaro J.S., 2007; Kowalski R.M., Limber S.P., 2011; Slonje R., Smith, P. K., 2008; Walrave M., Heirman W., 2011). Актуальность исследования соотношения кибербуллинга с видами девиатного поведения определяется тем, что виды отклоняющегося поведения сходны по своим характеристикам с Интернет-травлей.
Благодаря исследованиям, посвященным изучению форм и структуры отклоняющегося поведения, были выделены критерии оценки и отличительные свойства такого поведения. Девиации рассматриваются, как действия личности (группы), отклоняющиеся от социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности (группе). При этом они сопровождаются социальной дезадаптацией и приносят скрытую выгоду носителю девиантного поведения (Змановская Е.В., 2005). Однако в России, несмотря на огромную популярность Интернета, проблема онлайн-агрессии в структуре отклоняющегося поведения пока не стала предметом научного изучения.
Предпринятое нами исследование было направлено на выявление связи между кибербуллингом и склонностью подростков к девиантному поведению.
В исследовании приняли участие 44 ученика 8 классов в возрасте 13-15 лет (М=14,0±0,36), 17 мальчиков и 27 девочек. Вначале выполнялось анкетирование по двум авторским методикам для определения отношения школьников к кибербуллингу и их собственного участия в нем в качестве агрессивной стороны (буллеров) или жертвы. После этого проводился опрос по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) (Орел А.Н., 2002). В дальнейшем определялись связи между склонностью к интернет-агрессии и другим видам отклоняющегося поведения и, соответственно, место кибербуллинга в структуре девиантного поведения у подростков. Помимо этого выяснялись индивидуально-психологические особенности подростков с помощью Индивидуально-типологического диагностического опросника (ИТДО) Л.Н. Собчик.
Данные исследования показывают, что учащиеся проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения. Установлено, что при этом подростки сталкивались с кибербуллингом 1-2 раза или несколько чаще. В большинстве случаев они находились в позиции жертвы, подвергались издевательству, раскрытию личной информации и травле (диссинг). Среди опрошенных много подростков, которые использовали кибербуллинг в качестве ответа на агрессию. Целью школьников, занимающих позицию преследователя, преимущественно являются развлекательные мотивы.
Результаты исследования показали, что подростки, склонные к формированию девиаций и допускающие использование Интернет-травли, отличаются агрессивностью и экстраверсией. Школьники с высоким уровнем волевого контроля эмоций меньше подвержены проявлению девиаций поведения в целом. Кибербуллинг  тесно связан не только с агрессивными тенденциями, но и со склонностью подростков к аддиктивному и делинквентному поведению, преодолению норм и правил. Подростки, для которых в реальной жизни характерны повышенная конфликтность, враждебное отношение к окружающим и неприятие установленных образцов поведения, используют виртуальное пространство в качестве удобного места, где они могут совершать агрессивные действия без угрозы наказания и принятия ответственности за свои поступки.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что кибербуллинг входит в структуру девиантного поведения и имеет определенные соотношения с другими видами девиантного поведения.
Профилактика кибербуллинга может заключаться в проведении специальных тренингов и дискуссий о психологических и этических аспектах кибербуллинга и вреде его последствий, разъяснении подросткам как правильно вести себя в ситуации виртуальных атак. С уже пострадавшими от издевательств «онлайн» могут использоваться разнообразные индивидуальные и групповые методы психотерапии.

Список литературы:
1.   Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Монография. Спб., 2005. 450 c.
2.   Chibbaro J. S. School counselors and the cyber bully: Interventions and implications. Professional School Counseling, no. 11. 2007. pp. 65–68.
3.   Kowalski R. M., Limber, S. P., & Agatston, P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nded.). Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.
4.   Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology, 49, 2008. pp. 147–154.
5.   Walrave M., Heirman W.  Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society, 25(1), 2011. pp. 59–72.