Автор Тема: Особенности волевой регуляции у подростков с девиантным поведением  (Прочитано 245 раз)

Косенко А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности волевой регуляции у подростков с девиантным поведением
Косенко А.А.
студент факультета юридической психологии
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Богданович Н.В.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Проблема воли и волевой регуляции всегда была актуальной в психологии. Волевая регуляция - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желанием и поведением. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что «проблема воли, поставленная по существу - это, прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются для нее определяющими…» (Рубинштейн С.Л., 2000).
Волевая регуляция в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К ним относятся самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость. Указанные качества традиционно принято называть волевыми качествами. 
На базе ГБОУ СОШ № 2000 было проведено исследование волевой регуляции у подростков. Целью исследования было определить особенности волевой регуляции у подростков с девиантным поведением. 50 учеников 12-13 лет, были разделены на 2 группы: подростки, относящиеся к группе нормы и подростки с девиантным поведением. Данное разделение было осуществлено на основании внутришкольного  учета, а также по результатам проведения модифицированного варианта методики решения трудных ситуаций (Я. Боукал).
Для исследования волевой регуляции у подростков были проведены методики: Шкала самооценки силы воли (Н.Н. Обозов), Методика исследования волевой организации личности (Н.Е. Стамбулова), Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В.Эйдман). 
Для оценки различий между группами по результатам методик был посчитан  критерий Манна-Уитни для независимых выборок, который показал, что значимые различия у групп наблюдаются по шкале «Решительность» в методике «Исследование волевой регуляции личности», также по шкалам Общая шкала и Настойчивость в методике «Исследование волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдман)», и в методике «шкала самооценки силы воли» в группах имеются существенные различия по степени развития волевой регуляции подростков.
Также был проведена корреляция по Спирмену, которая показала сильные связи между методикой «Шкала самооценки силы воли» с другими методиками, то сильную корреляционную связь можно наблюдать со шкалами «настойчивость» (0,577) в методике «исследование волевой регуляции личности», а также со шкалами «Общая» (0,478) и «настойчивость» (0,414) в методике «исследование волевой саморегуляции». 
Также можно наблюдать сильные взаимосвязи между «общей» шкалой в методике "Исследования волевой саморегуляции» со шкалами «настойчивость» (0,532), «саморегуляция» (0,637) в методике «Исследование волевой регуляции личности».
В ходе эмпирического исследования было установлено, что у подростков с девиантным поведением снижен как общий уровень волевой регуляции в целом, так и развитие такого качества, как «настойчивость», по сравнению с подростками, которые относятся к группе нормы.

Список литературы:
1.   Быков, A.B. Новые подходы к изучению генезиса волевой регуляции/А.В. Быков // М., 2000. 452 c.
2.   Иванников, В.А., Место понятия «воля» в современной психологии/В.А. Иванников // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 15–23.
3.   Рубинштейн, С.Л. "Основы общей психологии"/С. Л. Рубинштейн // Спб., Питер, 2000. 712 c.