Автор Тема: Влияние телесного контакта на уровень агрессии в дошкольном возрасте  (Прочитано 245 раз)

Кудравец В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Влияние телесного контакта на уровень агрессии в дошкольном возрасте
Кудравец В.В.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Богданович Н.В.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в юридической психологии проблема влияния телесного контакта на уровень агрессии в дошкольном возрасте изучена мало. Больше описывается влияние тактильных контактов на физиологические процессы, а также применение телесно-ориентированной терапии. Детская агрессия относится к одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Важное значение приобретает изучение агрессии в дошкольном возрасте, когда еще есть возможность предпринять соответствующие меры для ее коррекции. Телесный контакт играют важную роль в жизни человека. Потребность в телесном контакте испытывает каждый человек, а для ребенка объятия имеют еще большее значение.  Результаты данного исследования можно применить для работы с детьми девиантного поведения и его профилактикой.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: увеличение интенсивности телесного контакта в дошкольном возрасте понижает уровень агрессии. Данную гипотезу мы проверяем с помощью формирующего эксперимента, который заключается в проведении психологического тренинга в игровой форме с применением техник телесно-ориентированной терапии.
По теоретической части нашего исследования стоит сделать следующие выводы:
-В период дошкольного возраста ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного, к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста;
-Телесный контакт изучает дисциплина гаптика, определяющая его как форму коммуникации, которая передает прямой физический контакт с человеком;
-Агрессия — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам. Детская агрессия широко распространена и возникает по ряду причин: низкий уровень коммуникативных навыков, усвоение эталонов поведения членов семьи, чувство тревоги и страха, несформированность базисного доверия к миру.
Длительность экспериментального исследования составила 4 недели. В исследовании принимали участие две группы детей: контрольная и экспериментальная. Каждый ребенок выполнял проективные методики Тест руки Вангера (HandTest), «Кактус» и социометрический тест. Также в исследовании принимали участи воспитатели, которые заполняли анкету «Критерии агрессивности у ребёнка». С экспериментальной группой было проведено 10 психологических тренингов, по 2-3 раза в неделю. Длительность каждого игрового занятия составляла 20-30 минут. Во время составления программы соблюдалась тенденция в увеличении интенсивности телесного контакта. В игровой программе были задействованы такие игры, как: «Рисунок на спине, «Групповой массаж», «Паровозик», «Невербальное приветствие» и т.д. В особенности детям понравилась игра «Рисунок на спине», без которой ни одно занятие не обходилось.
После экспериментального исследования с малозначительными изменениями оказались дети с высоким уровнем агрессии. Возможно, это связано с тем, что дети имеют статус «отверженных» и «изолированных» в группе.
По проективной методике «Кактус» мы видим у 4 детей значительное снижение агрессии после тренинга, но у большинства детей рисунки не имеют значительных различий. Но стоит обратить внимание, что после экспериментального исследования у большинства детей рисунок изображен большего размера, что говорит о том, дети стали более уверенными в себе. Также несколько испытуемых после эксперимента нарисовали не один кактус, как было до эксперимента, а несколько. Это можно объяснить тем, что после игровой программы дети стали менее замкнутыми в себе, более общительными.
По Тесту Руки Вангера и анкеты для воспитателей мы видим, что у 8 детей наблюдается значимое снижение уровня агрессии. На результаты мог повлиять тот факт, что дети с нарушением зрения более восприимчивы к телесному контакту.
В контрольной группе у нескольких детей наблюдается снижение показателей агрессии при повторной диагностике. Это может быть связано с тем, что с ребенком ведется коррекционная работа со стороны психолога учреждения. Есть испытуемые, у которых уровень агрессии увеличился со временем. В целом, существует тенденция, что в контрольной группе общий уровень агрессии выше, чем в экспериментальной группе. Данный факт может быть связан с личностью воспитателя, а также с применяемые методами и подходами к каждому ребенку, учитывая их особенности характера и темперамента.
Опираясь на данные исследований о важности телесного контакта в детстве, мы можем предположить, что на результаты экспериментальной группы мог повлиять психологический тренинг с применением техник телесно-ориентированной терапии. Кроме того, в наших исследованиях о «Влиянии телесного контакта на эмоциональную сферу человека» и «Влияние телесного контакта на уровень агрессии в подростковом возрасте» также был получен результат о снижении общего уровня агрессии у большего количества участников после экспериментального исследования. Следовательно, есть все основания полагать, что телесный контакт понижает общий уровень агрессии.