Автор Тема: Влияние образа отца на гендерную идентичность у молодых людей  (Прочитано 249 раз)

Максименкова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Влияние образа отца на гендерную идентичность у молодых людей
Максименкова А.А.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Дворянчиков Н.В.
кандидат психологических наук,
профессор кафедры клинической и судебной психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Большое количество семей в Российской Федерации после заключения брака разводятся. Нередко до развода в семье уже появляется ребенок. После развода отец чаще всего проживает отдельно, а мать остается с детьми. Стоит также указать, что каждый седьмой ребенок в России проживает отдельно от отца (Калина О.Г., 2017). Воспитание ребенка в неполной семье влияет на его психологическое развитие и на формирование гендерной идентичности. Было обнаружено, что особенно пагубно отсутствие отца влияет на гендерную идентичность у мальчиков.
Психологи различных направлений описывали процесс становления гендерной идентичности, исходя из своей приверженности подходу, категориального аппарата и влияния времени. С течением времени теории дополнялись и преобразовывались. Некоторые теории, которые потеряли свою актуальность в настоящий момент, все еще продолжают поддерживаться сторонниками того направления, в котором теория была написана. За рубежом раньше стали исследовать становление гендерной идентичности. В связи с этим к настоящему времени имеется большое количество зарубежных теорий, которые оценивают роль родителей в формировании идентичности. Также существуют отечественные разработки в данной области.
Данная тема весьма интересна, и нами было проведено исследование, которое включало диагностику молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Целью нашего исследования было выяснить, как влияет вовлеченность отца в воспитание на формирование гендерной идентичности у молодых людей. Исходя из этого, была выдвинута гипотеза о том, что в семьях, где отец не участвует в воспитании сына, можно ожидать дисгармоничную полоролевую идентификацию. Для изучения данной темы была выбрана методика «МиФ» в адаптации Дворянчикова Н.В. Были убраны некоторые шкалы, которые не соответствовали заявленной теме исследования, и были добавлены две новые шкалы. В ходе исследования были выявлены родительские ожидания, представления о себе в настоящий промежуток времени и о своем идеальном образе, а также представления об идеальных образах мужчины и женщины.
В исследовании приняли участие 89 человек. Нами были выделены 3 группы респондентов:
1 группа – респонденты, которые указывали, что их биологический отец уделял им достаточно внимания;
2 группа – респонденты, которые указывали, что хоть отец и уделял им внимания, но его было недостаточно;
3 группа – респонденты, которые указывали, что биологический отец не уделял им внимания вовсе.
В 1 группе респондентов можно отметить, что наблюдается полное совпадение ожиданий отца с идеалом мужчины. Идеальное представление о себе приближено к ожиданиям отца, что свидетельствует о значимости ожиданий отца для молодых людей данной группы. Чуть дальше находятся ожидания матери и представления о себе в настоящее время. Такие результаты говорят о том, что молодой человек стремиться перенять стиль поведения у отца. Стиль поведения отца соответствует андрогинному типу (имеется выраженность маскулинных и фемининных черт).
Во 2 группе мы видим, что такие показатели как идеальный образ мужчины, идеальное представление о себе и ожидания отца находятся близко относительно друг друга. Чуть подальше находится ожидания матери. Отдельно расположен показатель представления о себя в настоящем времени. Полоролевая идентичность характеризуется отсутствием выраженности полоролевых черт (недифференцированный тип). Полученные данные могут свидетельствовать о дезадаптивном поведении в ситуациях взаимодействия с окружающими.
В 3 группе близко расположены друг другу такие показатели как идеальное представление о себе и ожидания отца. Данные показатели имеют преобладание маскулинных черт. Чуть дальше находятся показатели представления о себе в настоящий промежуток времени. Отдельно расположены ожидания матери и идеальный образ мужчины. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что молодой человек стремиться к достижению идеала, который наделен лишь маскулинными качествами. У человека присутствует фиксированный стиль поведения в сложных ситуациях, что мешает развитию гибкости.
По результатам исследования можно выделить, что молодые люди больше всего испытывают трудности, когда отец частично занимался воспитанием. Отсутствие отца ведет к идеализации гипермаскулинного стиля поведения, что может усложнять процесс социализации. Благоприятнее всего наличие двух родителей, которые заинтересованы в воспитании и развитии ребенка.
Для того чтобы дополнить наше исследование, в будущем мы бы хотели провести на той же выборке испытуемых дополнительные методики, которые дали информацию о том, заменял ли кто-то молодому человеку отца и какие отношения у них складывались. Также интересно было бы выяснить, как мать транслировала образ отца в случаях, когда последний не общался с семьей. Поскольку есть предположение, что информирование ребенка о личностных качествах отца и оценка этих качеств будет влиять на формирование гендерной идентичности.

Список литературы:
1.   Калина, О.Г. Роль отца в психологическом развитии ребенка: монография / О.Г. Калина, А.Б Холмогорова. 2-е издание, стереотип. Москва: ИНФРА-М, 2017. 112 с.