Автор Тема: Особенности морального сознания и произвольного поведения у детей...  (Прочитано 267 раз)

Морозова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности морального сознания и произвольного поведения у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации
Морозова А. А.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Делибалт В.В.
доцент кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия,
Дети дошкольного возраста в сложной жизненной ситуации отличаются от своих сверстников сниженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой в умственном развитии, отсутствием коммуникативных навыков и конфликтов во взаимоотношениях со сверстниками. Т.А. Строкова считает, что педагогу, который работает с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации важно знать не только индивидуальные особенности данного ребенка, но и пути оказания поддержки и помощи ребенку (Строкова Т.А., 2012). Это имеет важное значение потому, что не преодоленные эмоциональные проблемы в сочетании с травматизацией могут превратиться в устойчивые невротические конфликты, которые будут проявляться в различных нарушениях поведения и сказываться на формировании морального сознания.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что выбранная нами тема, является актуальной и не до конца разработанной.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что можно выделить особенности морального сознания и произвольного поведения у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:
1. осознание норм и правил нравственных чувств;
2. формирование нравственных эмоций, регулирующих поведение, таких как постоянство, совесть, чувство вины и сочувствие.
Цель работы – выявление особенностей морального сознания и произвольного поведения у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект: произвольная регуляция у детей дошкольного возраста.
Предмет: особенности морального сознания и произвольного поведения у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Опытно-экспериментальная база исследования: Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; ДО ГБОУ 1056. Период проведения: 16.02.2018 - 16.04.2018. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет контрольной группа- 20 человек и экспериментальная группа - 20 человек.
Суть морального сознания и произвольного поведения заключается в осознании норм и правил нравственных чувств, формировании нравственных эмоций, регулирующих поведение, таких как постоянство, совесть, чувство вины и сочувствие. Эти психические системы формируются у детей дошкольного возраста под влиянием взрослых, через семью поколений, систему образования и опыт межличностных отношений.
В соответствии с проведенным исследованием были сделаны следующие выводы: анализ результатов методики «Графический диктант» выявил то, что ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации плохо сосредоточен, не внимателен, имеет плохие навыки ориентирования на листе бумаги и самостоятельного действия по заданию взрослого. Дети контрольной группы в сравнении с экспериментальной группой проявили лучше показатели умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Результаты методики «Не подглядывай» детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, показывают то, что они имеют низкую коммуникативную активность и трудностях в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, снижении познавательных интересов и познавательной активности, недостаточности интеллектуального развития, что приводит к трудности социально-психологической адаптации. Достаточное влияние идет от воспитания ребенка в обстановке семейного неблагополучия.
Методика «Моральные дилеммы» продемонстрировала, что согласно уровневой системе, дети экспериментальной группы показали средний уровень морального развития дошкольника, что определяется достаточным развитием моральных знаний и чувств, необходимых для организации жизнедеятельности ребенка в обществе. Дети контрольной группы показали высокий уровень морального развития дошкольника, в своем решении они ориентируются на взрослого или сверстника (друга, с кем ходят в садики т.д.).
Анализ результатов методики «Цветик-семицветик» выявил то, что независимо от трудной жизненной ситуации ребенка содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний такие же, как и у контрольной группы. Дети экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой ставят материальные ценности на первый план, так же, как и коммуникативные. Желании детей, находящихся в ТЖС улучшить свое положение такие же, как и у контрольной группы, кто-то указывал данные ценности из-за нехватки в семейном бюджете на какие –либо желаемые покупки ребенку. Дети, находящиеся в ТЖС, показали слабые результаты в познавательных ценностях. Статусные и альтруистические ценности в экспериментальной и контрольной группах наравне. И на последнем плане в отличие от других ценностей.
Анализируя итоги методики «Добро–Зло», мы установили, то, что из числа анкетированных детей экспериментальной группы преобладающим по всем 3 признакам является средний и ниже среднего уровни, в то время как контрольная группа показала результаты выше среднего. Высокий уровень, согласно показателю «Добра», показал один ребенок экспериментальной группы и 5 детей контрольной группы. Низкий уровень из числа контрольной группы испытуемых не выявлен.
Анализ данных результатов методики «Мой самый хороший и самый плохой поступок» по показателю «Направленность поступка» выявил в контрольной группе то, что хорошие поступки направлены в большей степени на материальный предмет или человека опосредованно. В рамках показателя «Обобщенность нормы» большинство детей указывали на определенный поступок, объясняя его взрослому. Двое детей из всей контрольной группы на рисунке не связали изображение с конкретным поступком или нормой. Рисунки детей были происованы цветом, но без детального указания. Почти у половины детей поступки были разделены на листе, что указывает на понимание ребенком плохого и хорошего поступка или нормы поведения.
Анализ данных результатов экспериментальной группы по показателю «Обобщенность нормы» большинство детей указывали на определенный поступок, изображая на рисунке и объясненяя конкретную нормы. Шесть детей указали на поступок, но не связанный с нормой поведения. Рисунки детей были достаточно красочными, но без детального указания.
Почти все дети указали только на хорошие поступки,таким образом разделения на поступки на листе не было ни у одного ребенка. Плохих поступков на рисунках не отмечалось, так как дети отказывались рисовать эту часть, либо указывали хорошие поступки на раздельных листах или на одном.
Таким образом проведенные методики показали, что между контрольной и экспериментальной группами есть незначительные различия при уровне значимости менее 0,05, т.е. особенности морального сознания и произвольности поведения у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, незначительно отличаются от детей без трудной жизненной ситуации.

Список литературы:
1.   Строкова, Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. 2012. № 4. С. 20 – 27