Автор Тема: Факторы, влияющие на воспроизведение информации несовершеннолетними...  (Прочитано 1520 раз)

Невская Н.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Факторы, влияющие на воспроизведение информации несовершеннолетними свидетелями с расстройствами аутистического спектра в ситуации допроса
Невская Н.Н.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Бородина Л.Г.
кандидат медицинских наук,
доцент кафедры клинической и судебной психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
В современном мире растет количество несовершеннолетних с психическими отклонениями, с риском подвержения их различным общественно-опасным деяниям в качестве жертв и свидетелей. Актуальность работы обусловлена недостаточным изучением особенностей проведения процедуры допроса несовершеннолетних с психическими заболеваниями в качестве свидетелей или жертв юридически значимых ситуаций.
Проблема допроса несовершеннолетних с РАС не была подвержена изучению. Данное исследование позволяет как можно глубже изучить особенности подростков с РАС, которые могут затруднять или облегчать проведение допроса.
Целью настоящего исследование было выявление факторов, влияющих на воспроизведение информации о прошедшем событии подростками с РАС.
В исследовании принимали участие 32 подростка в возрасте 10-13 лет; ученики 3-4 классов школьного отделения Федерального ресурсного Центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра.
В ходе исследования проводился двухэтапный эксперимент. Первая часть эксперимента состояла в участии подростков с РАС в определенной смоделированной ситуации. А во второй части эксперимента проводился опрос участников эксперимента после смоделированной ситуации о деталях произошедшего.
Анализ полученных данных показал, что факторами, влияющими на полноту и достоверность, воспроизводимой информации подростками с РАС являлись: степень тяжести расстройства аутистического спектра, степень интеллектуального и речевого недоразвития, недостаточный уровень слуховых реакций и наличие педагога-переводчика. При этом педагогом-переводчиком является знакомый для подростка человек, со знакомым голосом и интонацией. Педагог-переводчик знает пассивный словарь подростка, и как правильно упростить и сократить вопрос.
Данные, полученные в ходе проведения исследования, способствуют оптимизации процесса проведения опроса/допроса несовершеннолетних с РАС и могут быть использованы в целях просвещения работников следственных органов, построения вопросов в ситуации опроса/допроса, построения хода опроса/допроса несовершеннолетних с РАС.

Список литературы:
1.   Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2003. 800 с.
2.   Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. С. 26–58.
3.   Петрова, В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2010. 320 с.