Автор Тема: Развитие индивидуальных особенностей личности в раннем юношеском возрасте...  (Прочитано 1142 раз)

Осина А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Развитие индивидуальных особенностей личности в раннем юношеском возрасте как фактор успешности профессионального самоопределения
Осина А. В.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Моисеева Л.П.
преподаватель кафедры юридической психологии и права
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Главной целью самоопределения в ранней юности является желание молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, так как в данном возрасте обостряется желание понимать свои реальные возможности одновременно с осознанием своего профессионального назначения и места в жизни (Авдуевская Е.П., 2007). Важной отличительной чертой в юношеском возрасте считается возможность формировать свои жизненные планы. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений которой оказывается не только представлять конечный результат, но и осознавать способы его достижения (Божович Л.И., 1968).
Актуальность этой проблемы заключается в том, что одним из важных факторов становления личности в юношеском возрасте является развитие профессионального самосознания. Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития (Дементьев И.В., 2009). Его разрешение способствует возможности сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
В рамках данной темы была разработана коррекционно-развивающая программа для проведения в школе с учащимися старших классов. Предполагалось, что при активном проведении подобных программ с учащимися старших классов будет повышаться психологический уровень готовности профессионального самоопределения.
Помимо этого данный формат взаимодействия психолога со школьниками носит выраженный профилактический характер проявления девиантных форм поведения в юношеском возрасте т.к. включает в себя (Пряжников Н.С., 2006):
- проработку неумения рационально распределять свое время;
-  коррекцию деструктивных форм взаимодействия;
- поиск внутренних ресурсов, развивающих волевые качества личности.
Целью программы является апробирование психолого-педагогических условий поддержки выпускников для активизации процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению.
В коррекционно-развивающей программе предусмотрены следующие аспекты развития учащихся:
•   расширение кругозора учащихся в мире профессий;
•   повышение уровня профессиональной зрелости;
•   актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
•   исследование учащимися своих способностей и возможностей;
•   построение жизненной перспективы.
Помимо этого можно отметить направленность, которая может развиваться во время прохождения программы:
Образовательная направленность:
1.   развитие информационной культуры учащихся;
2.   умение разбираться в собственных способностях, склонностях.
Развивающая направленность:
1.   развитие мотивов профессионального и жизненного самоопределения;
2.   развитие мотивов самообразовательной деятельности;
3.   знакомство с миром современных профессий.
Воспитательная направленность:
1.   развитие умения работать в коллективе;
2.   развитие моральных ценностей;
3.   развитие интеллектуального, личностного, творческого потенциала;
4.   развитие навыков общения;
5.   развитие навыков уверенности.
В рамках пилотажного исследования была сформирована выборка для психодиагностического исследования, в котором принимали участие ученики 9-ого класса городского округа Звенигород МОУ СОШ №1 в количестве 38 человек. После проведения первичной диагностики и обработки результатов на участие в апробировании коррекционно-развивающей программы согласились 12 старшеклассников из всей выборки, которые составили экспериментальную группу, а остальные учащиеся попали в контрольную группу.
При диагностическом исследования были использованы следующие методики: Методика «Изучение свойств нервной системы учащихся» (разработана используя предложения А.А. Полежаева); Методика «Шкала тревожности» Кондаша; Методика «Тест межличностных отношений Лири»; Методика «Опросник карьерных ориентаций» («Якоря карьеры») Э. Шейн.
В результате эмпирического исследования и проведенной коррекционно-развивающей программы было установлено, что:
Выборка данного исследования однородная, что подтверждается статистической обработкой при помощи критерия Колмогорова-Смирнова, следовательно результаты данного исследования и коррекционно-развивающую программу можно применять школьному психологу в рамках своей профессиональной деятельности.
В результате статистического анализа после проведения коррекционно-развивающей программы с экспериментальной группой выявлено, что существуют статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни, а именно по шкалам «Зависимый», «Дружелюбный» тип межличностных отношений, что свидетельствует о более обдуманном выборе будущих партнеров при взаимодействии. Помимо этого более высокие результаты имеет шкала «Подозрительного» типа межличностных взаимоотношений, что свидетельствует о желании респондентов более продуманной стратегии поведения при взаимоотношениях с другими.
Также имеют различия профессионально значимые факторы «Профессиональная компетентность» и «Стабильность работы». Это свидетельствует о том, что данные критерии профессионального самоопределения являются наиболее важными для учащихся и значимо снизились показатели по школе «Предпринимательство». Можно предположить, что в результате проведенной коррекционно-развивающей программы респондентам стало более ясно, что профессиональная область предпринимательства требует больших вложенных усилий, новых знаний и возможностей, о которых они не задумывались.
Также стоит отметить, что в экспериментальной группе выявлены слабые статистически значимые различия по критерию Манна-Уитни других факторов и слабые корреляционные связи по критерию Спирмена между результатами первичной и повторной диагностики. Следовательно при дальнейшей доработке коррекционно-развивающей программы стоит уделить внимание развитию данных психологических аспектов и расширить психодиагностический инструментарий.
Проведенная исследовательская работа и коррекционно-развивающая программа вызвала интерес и подтвердила актуальность со стороны старших школьников и педагогического коллектива СОШ №1 городского округа Звенигород МОУ, где проходило исследование. После проведения программы старшеклассники выразили пожелание дальнейшей более детальной совместной работы по данной тематике.

Список литературы:
1.   Авдуевская, Е.П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений / Авдуевская Е.П.  Баклушинский С.А. Ценностно-нормативная ориентация старшеклассника. Т. III, вып. IV. М., 2007. 118–132 с.
2.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968. 46–48 с.
3.   Дементьев, И.В. Проблема профессионального самоопределения школьников в современной профориентации: психологический и педагогический аспекты / Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск, 2009. 242–248 с.
4.   Пряжников, Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения/ Н.С. Пряжников.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 400 с.
5.   Mussen, P.H. at Conger J.J. Child development and personality. NY,2005.
6.   Nuttin, J.R., Nurmi J-E. The development of future orientation in a fife –Sponcontest: Psychology of future orientation / Lyblin. 2007. 63–75 р.