Автор Тема: Особенности смысловой регуляции и склонности к отклоняющемуся поведению...  (Прочитано 252 раз)

Хрупова А.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Особенности смысловой регуляции и склонности к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних в ситуации социальной дезадаптации
Хрупова А.Е.
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Делибалт В.В.
доцент кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
В России 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. Острота проблемы снижения социальной опасности и негативных явлений в детской среде требуют от государства и институтов гражданского общества активизации деятельности по улучшению положения детей. Они нуждаются в формировании социальных компетенций и гражданских установок.
Ценностно-смысловая сфера личности – одна из основных детерминант поведения индивида (Леонтьев Д.А., 2003). В настоящее время в науке сформирована ценностно-смысловая парадигма исследования личности. Однако, в отношении подросткового возраста проблема разработана не в полной мере. На данный момент Общественные институты не являются для подростков референтно значимыми, формирование их ценностной сферы приобретает стихийный характер, что порождает  социальную дезадаптацию. Таким образом, есть необходимость исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков в современном обществе.
Подростковый возраст является чрезвычайно важным для формирования системы ценностных ориентаций и личностных смыслов. Ценностно-смысловая сфера личности, как важнейший фактор формирования побуждений и поведения, определяется как единство ценностных ориентаций и системы личностных смыслов (Выготский Л.С, 1983).  В подростковом возрасте ценности и смыслы имеют черты иерархически организованной системы. У подростков формируется направленность личности: осуществляется выбор приоритетов, перспективных целей, строится образ будущего, стратегии жизни,  определяется ее смысл. В данном возрасте еще неустойчивая, эта система начинает определять поведение подростка. Из этого следует, что изучение специфических особенностей ценностно-смысловой сферы подростка с отклоняющимся поведением представляется особенно важным (Казанская В.Г., 2011).
В связи с актуальностью данной проблемы нами было проведено исследование, в котором приняло участие 60 подростков в возрасте от 14-16 лет, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группу. Был использован комплекс психодиагностических методик: Опросник “Диагностика социально-психологической адаптации” (К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого); Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Тест “Смысложизненные ориентации” ( Д. А. Леонтьев); Опросник "Стиль саморегуляции поведения" (В. И. Моросанова). Целью данной работы является выявление взаимосвязи особенностей смысловой регуляции и склонности к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних в ситуации социальной дезадаптации.
Выяснение особенностей смысловой регуляции и отклоняющегося поведения социально дезадаптированных подростков позволило сделать следующие выводы. Таким детям свойственен низкий уровень организованности, соподчиненности ценностно-смысловой системы. Также у них присутствует противоречивость ценностей и смыслов; негативный характер ценностных ориентаций.  У них отсутствуют в жизни цели на будущее. Они не воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Пройденный отрезок жизни они также считают непродуктивным и малоосмысленным. Большинство из них не верит в способность контролировать собственную жизнь.
У детей из экспериментальной группы выявлена слабая сформированность процессов моделирования, которая приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. Также у них отмечена несформированность потребности в осознанном планировании и программировании своего поведения. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких детей снижена, по сравнению с испытуемыми из контрольной группы. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваимого вида активности.
Отличительной особенностью испытуемых из экспериментальной группы является склонность к реализации аддиктивного поведения, в отличии от испытуемых из контрольной группы. У детей социально дезадаптированных отмечается отсутствие стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи они склонны решать за счет окружающих. Они не определенны в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.
Таким образом, нам удалось выявить, что дети в ситуации социальной дезадаптации обладают отличительными особенностями смысловой регуляции и отклоняющегося поведения, в отличии от детей социально адаптированных.

Список литературы:
1.   Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2.   Казанская, В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей / В. Казанская. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 288 с.
3.   Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии.– 2-е, исправленное издание. Москва: Смысл, 2003. 487 с.