Автор Тема: Создание доступной среды для занятий адаптивной физической культурой...  (Прочитано 1465 раз)

Шубникова О.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Создание доступной среды для занятий адаптивной физической культурой детям, имеющим одновременное нарушение слуха и зрения
Шубникова О.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель:  к.п.н. Е.М. Шпагина,
доцент кафедры юридической психологии
Одним из главных показателей социального и культурного развития общества является забота о лицах с ограниченными возможностями здоровья. Всеобщая декларация прав человека пропагандирует равенство инвалидов во всех сферах жизни общества.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 года) определила, что роль физической культуры и спорта важна в развитии человеческого потенциала Российской Федерации. В настоящий момент одними из главных национальных приоритетов России являются вопросы, связанные с формированием ценностей здорового образа жизни, а также с повышением уровня здоровья населения РФ, и  первоочередно, молодого и подрастающего поколения.
В настоящее время инвалидность охватила более 800 миллионов человек, это около 10% населения планеты. В связи с этим в обществе начиная с 20 века резко возрос уровень практик, связанных с реабилитацией и социализацией лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
Во всем мире важность воспитания и обучения детей  с множественными нарушениями, к которым относится слепоглухота – одна из самых важных социальных проблем.
Множественные нарушения негативно влияют на психофизическое  развитие  ребенка.  У таких детей недостаточно развиты сенсорная,  интеллектуальная,  психическая,  двигательная функции.  Подобные дисфункции организма отрицательно влияют на восприятие, усвоение учебного материала, на жизнедеятельность ребенка в целом.
Как правило, дети с подобными нарушениями  обучаются в специализированных учебных заведениях, они часто называются коррекционные школы,  либо такие дети находятся на домашнем обучении. В большинстве случаев дети с инвалидностью отрезаны от внешнего мира, они редко выходят на прогулки на свежем воздухе, редко занимаются адаптивными физическими упражнениями, не проводят время на уличных детских площадках.
 Однако, во всем мире существует тенденция привлекать слепоглух детей к занятиям адаптивной физической культурой, в виду того, что подобные занятия благотворно влияют на их физическую, психическую и социальную адаптацию.
В настоящее время еще не найдены универсальные эффективные методы работы с детьми, имеющими одновременное нарушение слуха и зрения. В нашей стране таких площадок практически нет, а потребность в них, как показало наше исследование, существует. Несовершенство разработки педагогических технологий в адаптивной физической культуре (АФК) для детей с одновременным нарушением слуха и зрения тормозят дальнейшее позитивное развитие АФК. Множество недоработок присутствует в методиках надомного обучения, так как в них занятия АФК и любые простейшие физические упражнения отсутствуют в принципе. Очень важно, чтобы в рамках занятий АФК у детей с одновременным нарушением слуха и зрения у детей формировались жизненно важные двигательные функции, чтобы дети могли ползать, ходить, бегать. Поэтому крайне важно, чтобы с ребенком занимались физическим упражнениями не только в специализированных учебных заведениях, но и дома. Родители должны понимать важность физических упражнений, и стараться больше времени уделять развитию двигательных функций ребенка, для этого необходимо больше гулять, проводить время на детских площадках рядом с домом, даже если они не оборудованы специально для их ребенка.
Основной целью обучения на занятиях АФК является максимально возможная социальная адаптация, вовлечение их в процесс социальной интеграции и личностной самореализации. Одним из современных эффективных средств педагогического воздействия на слепоглухих детей является адаптивная физическая культура, в которой выделяются следующие стратегические направления физического воспитания:
- создание комплексной системы изучения психофизического  развития ребенка как с позиций социально-педагогических закономерностей, так и овладение ими социокультурными средствами деятельности;
- опора на специальные принципы обучения, положения Л.С. Выготского «единство диагностики и коррекции», «учет зоны ближайшего и актуального развития», принцип полимодальности, адекватности, максимальной дифференциации и пр.;
- гибкое применение в ходе педагогического воздействия на ребенка различных подходов и методов;
- учет индивидуальных темпов развития, состояния сенсомоторных функций и интеллектуальных способностей ребенка;
- создание специально организованной коррекционно-развивающей среды обучения, щадящего оценочного режима.
Результаты проведенного исследования открывают перспективы для дальнейшей разработки и оптимизации доступной среды для занятий адаптивной физической культурой в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции детей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, а также для организации дальнейших исследований в области психофизического развития и функциональных возможностей детей со сложными сочетанными нарушениями.
В рамках данного исследования была разработана интегрированная модель доступной среды для слепоглухих, которая включила в себя:
- организацию доступной среды для занятий адаптивной физической культурой (моделирование инклюзивной детской площадки);
 - включение инновационных психолого-педагогических подходов в адаптивное физическое воспитание в специализированных образовательных учреждениях;
- обучение родителей слепоглухих детей базовым навыкам для занятий АФК на детских площадках;
- проект введения национальных стандартов по строительству и модернизации, инклюзивных детских площадок, доступных для лиц с множественными нарушениями и одновременным нарушением слуха и зрения;
- формирование ценностей здорового образа жизни, повышение качества жизни и социальной адаптации детей с одновременным нарушением слуха и зрения.
Интегрированная модель доступной среды для занятий адаптивной физической культурой опирается не на принуждение, а на помощь и всемерное побуждение детей к познавательной деятельности, к пониманию, а не запоминанию, культивирует сотрудничество, а не конкуренцию, ставит в центр обучения не столько знания, умения, навыки, сколько развитие личности ребенка, выводит его из состояния объекта в положение полноправного субъекта учебно-воспитательного процесса.
Организация доступной среды для занятий адаптивной физической культурой в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции детей с одновременным нарушением слуха и зрения и другими множественными нарушениями, направлена на максимальную коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных биосенсорных и психофизических функций, социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

Список литературы:
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева . – М.: Советский спорт, 2014 . – 44с. 
2. Акшонина А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина.- М., Логос, 2008 – 66с. 
3. Апухтина А.Д. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей/ А.Д. Апухтина, Т.А. Басилова //Дефектология.- 1994. - №6. – С. 31-33.
4. Сироткина, Т. Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Т. Ю. Сироткина // Дефектология. - 2014. - № 1. – С. 52-60.
5. Ростомашвили Л.Н. Исторические аспекты специального образования слепоглухих детей / Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. -  2011. -  № 45. -  С. 52-56.
6. Ростомашвили Л.Н. Организационные условия адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III–IV видов / Л.Н.Ростомашвили, Е.В. Чернобыльская // Адаптивная физическая культура. – 2007.– №2 (30). – С. 15–17.
7. Ростомашвили, Л.Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 3 (47). – С. 8–12.
8. Ростомашвили, Л.Н. Формирование игровой деятельности у детей со сложными нарушениями в развития / Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3 (51). – С. 13–15.
9. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова . – М.: Педагогика, 1972. – 448 с.
10. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей / И.А. Соколянский //Дефектология. – 1989. - №2. – С. 50-55.