Автор Тема: Становление нормы возмездия как компонента правосознания у школьников подростков  (Прочитано 321 раз)

Эсипова К.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Становление нормы возмездия как компонента правосознания у школьников подростков
Эсипова К.В
Московский государственный психолого-педагогический университет
Научный руководитель: Сафуанов Ф.С.
В структуре уголовного права возмездие выступает регулятором общественной, социальной жизни людей. Понятие справедливого правосудия неотделимо от понятия «санкции» и определяется соотношением, пропорцией между поступками и воздаяниями за них (Ж. Пиаже, 1932).
«Норма возмездия носит искупительный, снимающий проступок характер и восстанавливает нарушенное проступком равновесие социальных связей» (Х.Хекхаузен). Она включает в себя уравнивающую, восстанавливающую, «воздающую» справедливость, и  является одной из важных компонентов морального сознания и правосознания.
Правосознание тесно связано с морально-нравственным развитием школьника, его нравственными убеждениями, его самоопределением.
В теоретической части исследования норме возмездия определено место в структуре правосознания как когнитивно-эмоциональному компоненту оценочной функции правосознания. Нормы возмездия являются нормами ретребутивной справедливости и включают в себя последовательность атрибутивных суждений, оценку наказаний.
 В эмпирической части исследования рассмотрены оценки принципов наказаний, стратегий к ситуациям уголовно наказуемых деяний, административно наказуемых деяний и дисциплинарных деяний у трех возрастных групп- у школьников младшего подросткового возраста (40 респондент), старшего подросткового возраста (26 респондент) и студентов 1курсаюношеского возраста (40 респондент).
Были применены статистические методы: первичной описательной статистики, корреляционный анализ Спирмена, ранговый  критерий Н Крускалла Уолиса.
На основе результатов исследования были сделаны выводы о том, что подростки младшего возраста и юноши (группа сравнения) по-разному оценивают принципы наказания в ситуациях уголовно наказуемых деяний, административно наказуемых деяний, дисциплинарных проступков, а также имеют разные стратегии.
Полученные результаты подтверждают, что существует значимая разница в оценке принципов наказаний (норм возмездий) у подростков младшего и старшего возраста к ситуациям административно наказуемых деяний, дисциплинарных проступков. Эта разница в стратегиях бездействия и в стратегиях что опираются на авторитет взрослого.
Также результаты показали значимую разницу у подростков младшего возраста и лиц юношеского возраста (группой сравнения) в ситуациях административно наказуемых деяний и дисциплинарных проступков.
Нет существенной разницы в оценках наказаний ситуаций у старших подростков и лиц юношеского возраста, что можно объяснить небольшой возрастной  разницей. У всех трех групп нет разницы в оценке ситуаций уголовно-наказуемых деяний ориентация на авторитет взрослого.
В результате работы обогащены представления эксплицитной оценке принципов наказания (норм возмездия), у подростков и юношей, обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы.
Предполагается дальнейшее изучения вопроса и эмпирического исследования. Важно рассмотреть имплицитные и эксплицитные оценки наказаний к правонарушениям у подростков младшего, старшего возраста и студентов.

Список литературы:
1. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка/ Ж.Пиаже  Пер. с фр. В. П. Большакова.-к-е изд.- М.: Академический, 2015.-480с. с.-264-279
2. Сафуанов, Ф.С., Бодрова, О.К., Докучаева, Н.В. Декриминализация статей Уголовного кодекса и формирование «нормы возмездия» у школьников [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 122–141. doi:10.17759/psylaw.2016060310
3.  Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен. Москва.: Смысл, 2003.- 860 с.

Гриненко У.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Здравствуйте!

Интересно было бы узнать более подробно о значимой разнице у Ваших респондентов в оценивании норм возмездия, т.е. в чем это проявляется, а также на что влияет данное отличие в оценке.

Спасибо!