Автор Тема: Психологические особенности проявления самосознания личности курсанта...  (Прочитано 269 раз)

Кравченко А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психологические особенности проявления самосознания личности курсанта как основа его профессиональной деятельности
Кравченко А.И.
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
Академия права и управления ФСИН России (г. Рязань)
Научный руководитель:
доцент кафедры общей психологии
кандидат психологических наук,
майор внутренней службы Калашникова М.М.
В настоящее время одной из главных задач современной психологии является определение путей формирования индивида как личности. Реализация этого в полном объеме невозможна без качественного образования должного уровня самосознания в процессе социализации (Рогова Е.И., 2008).
От развития на высоком уровне самосознания зависит эффективность исполнения должностных обязанностей представителей различных профессий. Поэтому важнейшим аспектом в психологии выступает выведение определения проблемы самосознания, что является одним из приоритетных направлений в деятельности психолога.
Изучению различных сторон проблемы самосознания посвящены работы таких учёных как: У. Джеймс, И.С. Кон, В.В. Столин, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова. Данный психический феномен был рассмотрен ими как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя (Чеснокова И.И., 2011).
Таким образом, для изучения влияния самосознания личности на профессиональную деятельность, были исследованы курсанты 1 и 2 курсов психологического факультета Академии ФСИН России.
Тест-опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантилеева позволил определить уровень проявления психологических особенностей самосознания у курсантов. Нами выявлено, что у курсантов 1 и 2 курсов наблюдается дружеское восприятие собственного образа «Я», а также уверенность в своей интересности для других.
Выявлена статистическая значимость различий (p≤0,01) средних показателей значений  по шкалам «самоинтерес», «самопринятие», «отношение других» между курсантами 1 и 2 курсов. По шкале «самопринятия» у курсантов 1 курса (67%) наблюдаются ослабленные механизмы саморегуляции, поскольку они обладают недостаточным волевым контролем для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Курсанты 2 курса (82%) характеризуются избирательным отношением к себе, что является следствием неспособности принимать свои достоинства и критиковать все свои недостатки.
По шкале «отношение других» для курсантов 2 курса (61%) важно восприятие другими, оценка личностных качеств. У курсантов 1 курса (50%) наблюдается избирательное восприятие отношения окружающих людей, что связано с тем, что происходит рассмотрение своих качеств с той стороны, которая вызывает у них раздражение.
По шкале «самоинтерес» отличия заключаются в том, что у курсантов 1 курса (74%) наблюдаются глубокие сомнения в уникальности своей личности. Причиной является ослабление сопротивлению влияния среды. В свою очередь, курсантов 2 курса (76%) характеризует постановка высоких требований к себе, что выражается в склонности оптимально оценивать ряд своих качеств.
Данную методику следует проводить вместе с тестом на самоуважение (методика М.Г. Розенберга), она является дополнением и позволяет обобщить структурные компоненты самосознания, что необходимо для установления элементов эффективности профессиональной деятельности.
Анализ результатов, полученных после проведения теста на самоуважение (методика М.Г. Розенберга), позволил определить, что у курсантов уровень самоуважения преобладает над уровнем самоунижения, то есть они способны сохранять уважение к себе при неудачах и адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Значение показателей по шкале самоуважения у 2 курса – 27 баллов, а по шкале самоунижения – 24 балла, так их деятельность, в большей степени, направлена на развитие и совершенствование в профессии, в духовном и интеллектуальном плане. В соответствии с этим, у 1 курса значение показателей по шкале самоуважения – 32 балла, а по шкале самоунижения – 28 баллов, то у них наблюдается неспособность смириться с тем, что обстоятельство изменить невозможно.
Для детального изучения самосознания личности курсантов была применена методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, которая позволила определить то, как индивид оперирует представлениями о самом себе, регулирует своё поведения в процессе деятельности на основании общих представлений о себе, а также соотношение их с требованиями, предъявляемыми профессией.
Таким образом было выявлено, что саморегуляция поведения у 1 и 2 курсов на высоком уровне, что характеризуется самостоятельностью и адекватностью реакций на условия среды,  осознанностью в выдвижении целей.
Необходимо отметить, что была выявлена статистическая значимость различий (p≤0,01) средних значений показателей по шкалам: «программирование», «оценка результатов» между значениями у 1 и 2 курсов. На основании этого по шкале «программирование» у 2 курса (5 баллов) наблюдается способность продумывать пути достижения поставленных целей, модели возможного поведения и реакции других людей в конкретных жизненных ситуациях. 1 курс (3 балла) характеризуются нежеланием продумывать и корректировать свои действия, а действуют импульсивно, с помощью метода проб и ошибок.
По шкале «оценка результатов» у 2 курса (8 баллов) наблюдается развитость адекватной оценки продуктов деятельности, способов и причин достижения цели. 1 курс (6 баллов), напротив, не критичны к своим действиям, стараются избегать, не замечать свои ошибки, что проявляется в резком ухудшении работоспособности при неудачах.
Следует отметить, что для наиболее полного раскрытия психологических особенностей самосознания личности курсанта была применена методика диагностики социально-психической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, поскольку она рассматривает данную проблему через социальную адаптацию и личностные качества человека, что является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Так у 1 и 2 курсов наблюдается тяготение к доминированию, что связано с высоким уровнем эмоционально-волевых и лидерских качеств, а также избирательное отношение к себе, что является следствием неспособности принимать свои достоинства и критиковать все свои недостатки и влияет на реализацию их должностных обязанностей.
Статистическая значимость различий (p≤0,01) средних значений показателей по шкалам: «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию» между значениями 1 и 2 курсов, указывает на отличие психологических особенностей проявления самосознания. По шкале «эмоциональная комфортность» 2 курс (75%) характеризует быстрота адаптации своего поведения, характера своих действий, к меняющимся условиям среды, что показывает степень самоуверенности. У 1 курса (45%) наблюдается трудность в привыкании к жизненным переменам, неуверенность нахождения при смене обстановки.
По шкале «стремление к доминированию» 1 курс (55%) склонны к подчинению, в профессиональной деятельности это порождает «эскапизм» (уход от решения проблем). 2 курс (83%) стремятся ощущать превосходство над другими людьми, что отражается в своеобразной борьбе за приоритетные позиции, например, в учёбе или в службе.
Таким образом было выявлено, что у 1 курса наблюдаются ослабленные механизмы саморегуляции, что проявляется в не способности сохранять уважение к себе при неудачах и адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Но они быстро адаптируются к меняющимся условиям среды.  2 курс напротив, неспособны принимать свои достоинства и критиковать все свои недостатки, они испытывают трудность в привыкании к жизненным переменам, неуверенность нахождения при смене обстановки. Также они неадекватно реагируют на стимулы, поступающие из внешней среды, у них отсутствует быстрота в своевременном планировании деятельности и поведения.

Список литературы
1.   Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.:Политиздат, 2009. –286 с.
2.   Рогова Е.И. Психология для студентов ВУЗов. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. –560 с.
3.   Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 2011. –143 с.