Автор Тема: Социально-психологическая готовность профессиональных родителей...  (Прочитано 1153 раз)

Кудинова Н.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Социально-психологическая готовность профессиональных родителей к работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития
Кудинова Н.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г.Москва)
Научный руководитель – Кандидат психологических наук, доцент Краева М.Ю.
Родители, воспитывающие детей с сенсорными и иными множественными нарушениями развития, вынуждены заботиться о них беспрестанно, 24 часа в сутки. В такой ситуации помощь требуется родителям особенных детей. Уже в течение нескольких лет в отдельных городах России НКО предоставляют услугу «Передышка», предусматривающую возможность для родителей детей с инвалидностью воспользоваться специальной профессиональной помощью, на время доверив специалисту заботу о ребенке. Такой простой вид помощи позволяет сохранить для ребенка семью, снизить психологическую напряжённость в семье и повысить качество ее жизни. В связи с этим возникает проблема подготовки профессиональных родителей к работе с детьми с множественными нарушениями развития и взаимодействию с их семьями.
Нами было проведено исследование, посвященное изучение компонентов социально-психологической готовности профессиональных родителей к работе в программе «Передышка» и структуры их мотивации. В соответствии с адаптированной методикой А.А. Шагуровой (по оценке социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности) и методикой изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана было опрошено две группы испытуемых: уже работающие профессиональные родители (стаж – не менее 0,5 года) из 6 регионов Российской Федерации (города Москвы, Алтайского края, Республики Удмуртия, Нижегородской, Калининградской и Кировской областей – 25 человек в возрасте от 22 до 65 лет и лица, пришедшие на обучение в Школу профессиональных родителей и желающие работать в программе «Передышка» – все 27 человек в возрасте от 19 до 62 лет.
По итогам исследования была определена пятикомпонентная структура социально-психологической готовности профессиональных родителей к работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития:
•   Мотивационный компонент (осознание собственных мотивов деятельности);
•   Эмоционально-волевой (эмпатия, осознание и контроль собственных эмоций);
•   Личностный (свойства личности);
•   Коммуникативный (навыки партнерского общения);
•   Когнитивный (умение осуществлять уход за подопечными).
Все пять компонентов социально-психологической готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены, что проявляется в личностных качествах профессионального родителя, а именно в умении взаимодействовать с различными категориями бенефициаров.
Социально-психологическая готовность профессиональных родителей, способных осуществлять полноценный уход за детьми с множественными нарушениями развития, характеризуется наличием мотивации к оказанию помощи уязвимым слоям населения и установки к повышению профессиональных навыков (особенно актуально для людей, занятых в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии и дефектологии); эмоциональной устойчивостью, высоким уровнем развития, эмпатии, умением выстраивать рабочие границы и противостоять манипуляциям.
Сравнительный анализ социально-психологической готовности двух групп испытуемых значимых различий не показал, что может объясняться несколькими причинами: во-первых, заинтересованность в работе с детьми с тяжелой инвалидностью может сформироваться только у относительно узкого круга лиц, все же имеющих представления об особенностях жизни людей с сенсорными и иными множественными нарушениями развития и аспектах взаимодействия с ними. Во-вторых, не исключено влияние намерений респондентов выглядеть социально желательными (готовыми к работе), что, в первую очередь, касается вновь пришедших в программу кандидатов. Именно они хотят доказать организаторам проекта свою состоятельность, компетентность и ответственность за будущие результаты. Не случайно после проведения анкетирования в адрес интервьюеров начали поступать запросы на оглашение индивидуальных результатов анкетирования. В соответствии с ключом для обработки данных, полученных в процессе диагностики испытуемых по методике А.А. Шагуровой, у обеих контрольных групп отмечается высокий уровень готовности к работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития; респонденты отличаются хорошей степенью развития организационных и коммуникативных навыков, устойчивой реакцией на возникающий конфликт, готовностью оказывать помощь нуждающимся, наличием потребности в эффективной и результативной деятельности, развитой способностью к эмпатии, самостоятельностью, ответственностью, исполнительностью, терпимым отношениям к людям, умением контролировать собственные эмоции.
 Рассмотреть возможную разницу между двумя группами испытуемых и выстроить модель изменения уровня социально-психологической готовности позволил отдельный, покомпонентный анализ.
Первоначально был оценен эмоционально-волевой компонент как один из ведущих в структуре готовности профессионального родителя к работе. Подобное ранжирование подтверждено контент-анализом отзывов получателей услуги «Передышка» о качестве работы профессиональных родителей.
Изобилие прилагательных, эпитетов и оценочных существительных в отзывах родителей говорит о важной роли эмпатии в трехстороннем взаимодействии «родитель ребенка – сам ребенок – профессиональный родитель» и ведущей роли эмоционально-волевого компонента при осознании готовности профессионального родителя осуществлять уход за детьми. Еще более очевидно это прослеживается в описании родителями качества собственной жизни: им психологически сложно переносить привязанность к своему несамостоятельному ребенку и ощущать себя несвободными людьми, поэтому они объективно понимают, насколько эмоционально тяжело профессиональному родителю. Таким образом характерными психологическими качествами эмоционально-волевого компонента социально-психологической готовности профессиональных родителей являются:
•   Стрессоустойчивость;
•   Терпение;
•   Нормативный уровень агрессии;
•   Эмпатия.
На основании данных эмоционально-волевого компонента социально-психологической готовности профессиональных родителей можно утверждать, что уже работающие сотрудники программы «Передышка» обладают большей стрессоустойчивостью, терпением, у них нормативный уровень агрессии и в достаточной мере развита эмпатия. Это вполне допустимые результаты, вытекающие из наличия опыта работы с целевой группой. Работники «Передышки», осуществлявшие уход за детьми с множественными нарушениями развития, уже преодолели страх первого взаимодействия с подопечными, включающий боязнь принятия неадекватных мер при возникновении эпилептического приступа или, например, тревожность от вероятности показаться родителям некомпетентным специалистом.   
Однако некоторые специалисты считают, что эмоционально-волевой компонент работников социальной сферы, занятых, в том числе в процессе сопровождения семьи с ребенком-инвалидом, включает и иные психологические качества, такие как: эмоциональная устойчивость к особенностям развития детей и образу жизни их родителей, предполагающая необходимость смягчения некоторых черт собственного характера, обусловленных определенным типом темперамента. Важное значение для человека, работающего в социальной сфере, имеют волевые качества: решительность, выдержка, принятия своевременного решения, умение владеть собой и управлять другими людьми.

Список литературы:
1.   Ефремова Г.И., Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности [Текст] : монография. Москва : РИТМ, 2016.