Автор Тема: К вопросу об особенностях ценностно-смысловой сферы у студентов...  (Прочитано 271 раз)

Борисова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
К вопросу об особенностях ценностно-смысловой сферы у студентов юридического факультета
Борисова Александра Александровна
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель: Щёткина Евгения Ивановна
Наличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, ценностных установок является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость (Саблин Д. А., 2012). В связи с этим подготовка не просто квалифицированных, но и высоконравственных юристов должна стать одним из приоритетных вопросов в сфере высшего образования. Соответственно, актуализируется проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих юристов.
Исследование, проведенное с участием 128 студентов, из числа которых 64 обучаются на юридическом факультете и 64 – на психологическом факультете, было направлено на выявление особенностей их ценностно-смысловой сферы и проверку гипотезу о наличии различий в выраженности ценностных и карьерных ориентаций у студентов юридического факультета и студентов психологического факультета.
В исследовании были использованы следующие методики: «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) (Чикер В.А., 2006), «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца (Карандашев В.Н., 2004).
Анализ результатов тестирования по методике «Якоря карьеры» выявил различия в доминирующих карьерных ориентациях в группах студентов разных факультетов. Так в группе студентов-юристов доминирующими являются такие ориентации, как стабильность, менеджмент, профессиональная компетентность. Это означает, что потребность в безопасности и стабильности доминирует в потребностной сфере большинства будущих юристов. Для них важно, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы, поэтому при поиске работы они ориентируются на хорошую репутацию организации, которая заботится о своих сотрудниках, обеспечивает достаточно длительный срок занятости, где стабильно выплачивается хорошая заработная плата и т.д.
При этом основной мотивирующий фактор – управление людьми, студентов-юристов привлекает возможность объединить усилия коллектива для достижения каких-либо организационных целей, они чувствуют ответственность за конечный результат деятельности. Причем с возрастом и опытом данная карьерная ориентация только усиливается.
Что касается студентов-психологов, то доминирующими карьерными ориентациями у большинства из них являются служение и предпринимательство.
Это говорит о том, что в иерархии ценностных ориентаций большинства будущих психологов основное место занимают работа с людьми, помощь людям, служение человечеству и т.д. Они не будут работать в той организации, которая не разделяет их целей и ценностей и не станут продвигаться по карьерной лестнице или переводиться на другую работу, если это станет помехой в реализации их главных жизненных ценностей
Достаточно высокий процент принявших участие в исследовании студентов-психологов в качестве доминирующей карьерной ориентации показали предпринимательство, то есть им нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.
Следует отметить, что общей карьерной ориентацией, достаточно выраженной в обеих группах, оказалась ориентация «профессиональная компетентность», то есть достаточно большое значение будущие и психологи, и юристы придают не должностному, а профессиональному росту, успеху в профессиональной сфере. Эти студенты стремятся быть мастерами своего дела; однако они быстро теряют интерес к деятельности, которая не позволяет развивать им свои способности. Они нуждаются в признании их талантов, что может выражаться в профессиональном статусе, который соответствует уровню их мастерства.
Анализ результатов тестирования по методике «Ценностный опросник» Ш. Шварца также выявил различия в иерархиях ценностных ориентаций у студентов-юристов и студентов-психологов. Так ведущей ценностной категорией нормативных идеалов у студентов-юристов является самостоятельность. Второй по значимости ценностной мотивацией нормативных идеалов они считают традиции. Это означает, что для большинства этих студентов большое значение имеет уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится для них символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания. При этом основной мотивационной целью они декларируют независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребностью быть автономными и независимыми.
Ведущей ценностной категорией индивидуальных приоритетов будущих юристов является самостоятельность. Второй по значимости ценностной мотивацией является критерий гедонизма. Это говорит о том, что интересы будущих юристов фокусируются на наслаждении или чувственном удовольствии от жизни, стремлении самостоятельного выбора способов действия.
Что касается будущих психологов, то ведущими ценностными категориями нормативных идеалов у них являются безопасность и достижения. То есть для студентов-психологов большое значение имеет безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений, а также личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
Доминирующими категориями индивидуальных приоритетов у студентов-психологов являются безопасность и доброта. Это свидетельствует о том, что их интересы фокусируются на безопасности для других людей и себя и благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Цель большинства будущих психологов заключается в сохранении благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Список литературы
1.   Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
2.   Саблин Д.А. Аксиологические основания юридического образования // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 9 (145). – С. 18-22.
3.   Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2006. – 120 с.