Автор Тема: Психологические аспекты манипулятивного воздействия в тоталитарной секте...  (Прочитано 10218 раз)

Будыкин С.В.

  • Гость
Психологические аспекты манипулятивного воздействия в тоталитарной секте «Свидетели Иеговы»

Будыкин С.В., студент факультета юридической психологии МГППУ, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент
Дворянчиков Н.В.

Международная религиозная организация «Свидетели Иеговы» – тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта и его семье.
Контролеры сознания представляются как добрые друзья, но постепенно, незаметно для завербованного, шаг за шагом создают новую личность, внедряя новую систему верований.
Механизм вовлечения и удержания человека в сектантской группе в сущности является едиными для всех тоталитарных сект. Вновь приглашённого человека окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил полную заинтересованность и понимание в разрешении волнующих его проблем. Для этого существует даже специальный термин «бомбардировка любовью» («love-bombing»). В результате этого навязывания любви у новичка возникает ощущение, что все ждали именно его, что его все любят, что он – избранный, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно.
Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния (Чернышев В.М., 2006):
1.   Технология «Step by step» – небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: « приходи к нам – проведи у нас выходные – останься еще на недельку – отдай нам свои деньги».
2.   Адепты постоянно уверяют новичка, что любые его личные проблемы наилучшим образом можно решить принятием идеологии секты.
3.   Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность – часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
4.   Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями. Новичок не имеет возможности остаться наедине с собственными мыслями.
5.   Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.
Основная функция тоталитарной секты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что она удовлетворяет потребность человека в самоутверждении. Это происходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия (Дворкин А.Л., 2002):
а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности, позволяющую ему реализовать себя;
б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты на действия новичка, соответствующие ожиданиям руководителя секты.
В это время продолжается разрыв прежних социальных связей адепта, который завершается практически полностью: человек порывает с прежней работой, семьей, детьми и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозней доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.
Потеря завербованным человеком собственной инициативы, своей индивидуальности, способности к волеизъявлению своего «Я» является важным условием успеха вовлечения в тоталитарные культы. У новичка постепенно формируются страх и чувство вины, вызывающиеся извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от новичка требуют исповеди, которая является переломным моментом жизни вновь пришедшего в секту, она является высшей степенью «кредита доверия». Отказаться от исповеди новый член секты боится, чтобы навсегда не потерять значимую для себя группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (часто негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила «тайны исповеди».
Удержанию в секте способствует и основное правило: «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от беспрекословного послушания руководству секты и выполнения диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению. Для членов культа не существует свободы информации, дискуссий, действий.
Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре его ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия.
Можно выделить три стадии в установлении контроля над сознанием, применяемых в секте «Свидетели Иеговы»:
1.   Размораживание. Психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания.
2.   Изменение. В результате применения техник контроля сознания человек отходит от своих прежних убеждений и принимает новые, навязанные сектантской группой.
3.   Замораживание (консервация новых стереотипов). В результате адепт постепенно отказывается от прежних, вне культовых социальных и родственных связей, приобщается к секте – «новой семье».
Нами было исследовано выявление закономерностей личностных особенностей человека с возможностью манипулирования его сознанием в тоталитарной секте «Свидетели Иеговы».
В выборке участвовали две группы, молодые люди в возрасте от 18-25 лет. В первой группе – участники нетрадиционной религиозной организации «Свидетели Иеговы», представители контрольной группы в тоталитарные организации не входили.
На основе проведенного исследования проанализировано влияние таких личностных особенностей, как низкая самооценка, чувство неполноценности, высокий уровень невротизации на возможность вовлечения в секту.
По результатам исследования можно выделить следующее:
1.   Завышенный уровень самооценки наблюдается у 1 (10%) человека контрольной группы, средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей у 9 (90%) человек контрольной группы и у 100% испытуемых экспериментальной группы – заниженный уровень самооценки.
2.   У 7 (70%) человек экспериментальной группы выявлен комплекс неполноценности. Испытуемые себя оценивали негативно, «зацикливались» на своих слабостях, недостатках, ошибках. В контрольной группе – средний, нормативный уровень у 100% испытуемых.
3.   У испытуемых экспериментальной группы уровень невротизации достоверно выше, что свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания; о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях общения; о социальной робости и зависимости. Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний; об инициативности, о чувстве собственного достоинства; независимости; социальной смелости; о легкости в общении.
После вовлечения в секты их последователи становятся полностью зависимыми личностями, которые беззаветно преданы своим организациям и беспрекословно подчиняются введенным в них правилам и нормам. Ho при этом они отделяются от окружающего мира, не защищают интересы своего государства, не исполняют гражданские обязанности, не признают национальные и культурные народные традиции. Адепты культов также разрушают семейные отношения, если члены их семьи отвергают учение и деятельность культов.
Не зная механизмов осуществления контроля сознания в секте, люди часто лишь ухудшают отношения с близким, провоцируя разрыв и углубление индоктринации.
Необходима популярная литература, разъясняющая рядовому читателю деструктивную роль тоталитарных сект и предупреждающая об опасности участия в подобных организациях.

Список литературы:
1.   Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд. Нижний Новгород, 2002.;
2.   Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
3.   Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Под ред. И. Митрофановой; пер. с англ. «Janusbooks». СПб.: Экслибрис, 2002.
4.   Чернышев В.М. Сектоведение. Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Здравствуйте.
В Вашем сообщении перечислены последствия пребывания в сексте - "не защищают интересы своего государства, не исполняют гражданские обязанности, не признают национальные и культурные народные традиции". Вы хотите сказать, что эти плоды сектанства имеют негативный характер? Ведь попадая в подобную организацию, человек начинает защищать её интересы, исполнять обязанности, предписанные её уставом, и соблюдать её традиции. Качественно в его сознании ничего не меняется, только происходит подмена "объекта" служения (было - государство, стала - религиозная организация). Государство, в некотором роде, тоже можно рассматривать как секту - человеку навязываются нормы, программы "правильного" поведения, жизненный путь "достойного гражданина" и т.д., а природа борьбы с сектанством со такой "политической" стороны лежит не столько в благом намерении помочь, сколько в осознании невыгодности подобных организаций для управленческого строя страны. Когда психолог ставит перед собой цель - вернуть человека в состояние патриотизма, исполнения гражданских обязанностей и признания национальных и культурных традиций, не является ли он пешкой в руках государственной машины?
Корень желания "изменить мир, изменить другого человека" лежит в собственном непринятии себя. Может прежде, чем начинать наводить порядок в жизни других, представителям психологических и прочих служб стоит пересмотреть взгляды на себя и расширить свой кругозор, варианты существования (например, сектанство) и принять это всё, таким какое оно есть?

Будыкин С.В.

  • Гость
Здравствуйте, Евгения. Благодарю за вопрос.

Прежде всего, обращаю Ваше внимание на то, что рассматривается только тоталитарная секта «Свидетели Иеговы» – самая многочисленная из всех современных сект,  действующих в России. В советское время она была запрещена. Люди, попавшие в секту, становятся потерянными для общества (без оказания квалифицированной и своевременной помощи). Лидеры деструктивных культов внушают членам секты, что только "свидетели Иеговы" несут миру истину и потому в последней битве Бога с неверными в живых останутся только иеговисты, как Вы верно отметили адепт защищает интересы данного культа, не принимает точку зрения родных, на фоне чего между адептом и близкими людьми рождаются конфликты вплоть до ненависти.
В нашем исследовании мы рассматривали понятие секты следующим образом:
"Секта – это религиозное учение, основанное на смешении вероучений известных мировых религий, ложном их толковании или/и привлечением новых дополнительных элементов, служащих для доказательства «единственно истинной религии" (Большой энциклопедический словарь, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2009. – С.649).
Сектантство - общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих религий (буддизм, ислам, иудаизм, христианство) и находящихся в оппозиции к ним. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказ от мирской жизни, психология избранничества. Сектантство является реакционным, антиобщественным движением.
Следует обратить внимание, что всеобщая декларация прав человека (ст.1, 18) провозглашает право каждого человека на "свободу мысли, совести и религии". Вместе с тем в Международном пакте о гражданских и политических правах сказано: "Свобода совести подлежит ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка здоровья, морали, а также свобод других лиц" (ст.18). Попадая во власть деструктивного культа данное право человека нарушается.
Для психологической работы с сектантами и людьми, пострадавшими от их деятельности психолог должен быть подготовлен, иметь навыки распознавания секты, отличия секты от иной общественной организации, обучен видению особенностей мышления и поведения сектанта и т.д. Данная работа очень кропотливая и требует высокой квалификации специалиста.


Смирнова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Уважаемый Будыкин С.В., как Вы считаете, будет ли меняться самооценка с продолжительностью проживания в секте, т.к. он вступает в секту из-за дефицита понимания, внимания, любви, общения; на моменте "заманивания" человека в секту его окружают заботой, любовью, и человек считает себя нужным и любимым боьлшинством сектантов?

délire_fille

  • Гость
предположу, что при ознакомлении с механизмами манипулятивного воздействия секты рядовой гражданин окажется способен осознать манипулятивные механизмы государства (не берём в расчёт тот факт, что сектами называются искажённые идеологически ответвления от основных религий) - будет ли в данном случае эта работа полезной? Я пишу это как обращенно к автору, так и к ответу Евгении.

Бахарева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 18
Здравствуйте, Евгения. Благодарю за вопрос.

Прежде всего, обращаю Ваше внимание на то, что рассматривается только тоталитарная секта «Свидетели Иеговы» – самая многочисленная из всех современных сект,  действующих в России. В советское время она была запрещена. Люди, попавшие в секту, становятся потерянными для общества (без оказания квалифицированной и своевременной помощи). Лидеры деструктивных культов внушают членам секты, что только "свидетели Иеговы" несут миру истину и потому в последней битве Бога с неверными в живых останутся только иеговисты, как Вы верно отметили адепт защищает интересы данного культа, не принимает точку зрения родных, на фоне чего между адептом и близкими людьми рождаются конфликты вплоть до ненависти.
В нашем исследовании мы рассматривали понятие секты следующим образом:
"Секта – это религиозное учение, основанное на смешении вероучений известных мировых религий, ложном их толковании или/и привлечением новых дополнительных элементов, служащих для доказательства «единственно истинной религии" (Большой энциклопедический словарь, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2009. – С.649).
Сектантство - общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих религий (буддизм, ислам, иудаизм, христианство) и находящихся в оппозиции к ним. Для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказ от мирской жизни, психология избранничества. Сектантство является реакционным, антиобщественным движением.
Следует обратить внимание, что всеобщая декларация прав человека (ст.1, 18) провозглашает право каждого человека на "свободу мысли, совести и религии". Вместе с тем в Международном пакте о гражданских и политических правах сказано: "Свобода совести подлежит ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка здоровья, морали, а также свобод других лиц" (ст.18). Попадая во власть деструктивного культа данное право человека нарушается.
Для психологической работы с сектантами и людьми, пострадавшими от их деятельности психолог должен быть подготовлен, иметь навыки распознавания секты, отличия секты от иной общественной организации, обучен видению особенностей мышления и поведения сектанта и т.д. Данная работа очень кропотливая и требует высокой квалификации специалиста.

Где в этом прекрасном посту ответы на поставленные вопросы?
Спрошу по-другому.
Если мы рассматриваем двух людей, один из которых защищает интересы государства, а второй интересы организации, к которой себя относит, разницы в их мышлении не обнаружится. Это пассивное бездумное следование мнимым идеалам - объект "поклонения" и идеалистические представления о мире в секте имеют ту жу структуру, что и такая вещь, которую именуют как "Родину", а в РФ национальные традиции и стереотипы русского человека (перенося на слэнг секты - "Мировоззрение") подкрепляются религией "Христианское православие", государством поощряется эта вера, вопреки логике Конституции, гласящей о свободе выбора вероисповедния (это к теме официального выходного на 7 января). Вопрос не столько к Вам, сколько вообще к людям, которые не осмыслив базовых принципов построения формирования патриотизма, да и вообще любых догм и мировосприятия, начинают "катить бочки" на религиозные организации, в том числе и на "Свидетелей Иеговы".
Хорошо, обоснуйте:
- почему этот культ (или любой другой) деструктивный, в чём отличия этого деструктивизма от деструктивности позиции защиты государственных интересов;
- каким образом этот деструктивизм нарушает право человека на "свободу мысли, совести и религии", при условии, что каждый из нас несёт ответственность за свою жизнь и выборы, которые мы делаем.
Ваша ссылка на государственные документы является хорошим показателем не то, чтобы "зомбированности", но, как минимум, работы во имя блага политической машины. Если мы поговорим с глубоко верующим человеком, мы заметим склонность к цитированию священных книг, писаний... Понимаете, на что я Вам намекаю?
Последний вопрос. Любая работа, которая хорошо выполняется, требует кропотливости и высокой квалификации, будь то психолог или сантехник. Но сантехник, если и лезет в чужой монастырь со своим уставом, то с приглашения хозяев, а звал ли кто психологов/соц. работников и прочих умников в ценностные ориентации и мировоззрения героев, исследуемых в Вашей работе? Нет. Прекрываясь какими-то государственными законами (которые, к слову, в своих формулировках употребляют такие слова, как "совесть" и "мораль", а это категории довольно выского духовного уровня, которые определённо не могут иметь общественный характер и возникать по дуновению конститутции или интересов посторонних людей, но людям нравятся красивые слова и "пипл хавает") и личными убеждениями (не будем уходить в природу формирования убеждения), люди лезут туда, куда их никто не просит. Вы любите, когда Вы сидите в столовой, едите салат с курицей, а к Вам подходит неизвестный человек, читает лекцию про убийство животных и Вашу несостоятельность как вида Homo sapiens, потому что Вы позволяете себе уничтожать слабых во имя эгоистических побуждений поесть, а потом и вовсе отбирает тарелку и кидает на стол морковь, на которую у Вас с 7ми лет аллергия?

Жирный Шницель

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Здравствуйте, уважаемые Сергей и Евгения!
У меня несколько замечаний к полемике работы и, собственно, к самой работе.
Евгения, как можно сравнивать такие институты, как религия и государство?
Государство как секта? Тут уж скорее государственный уклад, форма правления, господствующая идеология.
Само по себе государство как орган правления необходимо для обеспечения-регулирования жизнедеятельности страны (тафтологизирую - государства).
Это забавная вещь. Выступление политика и исполнение гимна может быть сравнено с состоянием измененного сознания прихожан в религиозном экстазе, и в таком состоянии они вполне манипулируемы. Но мы сейчас не об этом, не буду уходить от темы.
Смотрите, секта зовётся сектой потому, что не сходится в своём учении с официально признанными мировыми религиями. Иными словами, ересь. Таковых еретиков нашлось большое количество, когда произошёл раскол христианской церкви? Да. Итого мы имеем множество модифицированных христианских учений.
Тут уже вопрос к вам, Сергей.
Вы пишете, что данная секта имеет антихристианскую направленность. Почему вы указываете это, как первостепенную негативную характеристику? Антихристианские взгляды являются деструктивными? Но на этом основании и последователей Фридриха Ницше можно определить, как приверженцев деструктивного культа. Но это мелкое замечание.
Адепта деформируют, внедряя новую систему верований. А не меняется ли система верований у здорового человека ежечасно, ежеминутно? Вы пишете так, словно внедрить новую систему верований столь же легко, как чип в программное обеспечение. Не отрицаю. Но это психологические механизмы манипуляции, даже если они столь действенны, почему их не раскрывает в полной мере Ваша работа? То, что перечислено, очень поверхностно демонстрирует суть манипуляционного воздействия, заметны черты беглой обзорности и неприкрытого негативизма по отношению к действиям секты.
Вы употребляете разговорную лексику "пичкают", "забрать деньги". Это случайность или выражение вашего неуважения хоть, к вероятно, деструктивному, но верованию?
Вы выявили психологические характеристики, характерные для адептов культа "Свидетели Иеговы".
Вам не кажется, что они спровоцированы неудовлетворительным положением дел в семьях, в их кругу общения, в который вы так желаете их вернуть? Может быть, коррекционную работу следует провести и с ближайшим окружением адептов - ведь будь у них всё в жизни благополучно, они не стали бы искать укрова у секты.

Будыкин С.В.

  • Гость
Уважаемый Будыкин С.В., как Вы считаете, будет ли меняться самооценка с продолжительностью проживания в секте, т.к. он вступает в секту из-за дефицита понимания, внимания, любви, общения; на моменте "заманивания" человека в секту его окружают заботой, любовью, и человек считает себя нужным и любимым боьлшинством сектантов?

Здравствуйте, Анна.
«Дефицит понимания, внимания, любви, общения» - это лишь небольшой ряд причин, по которым человек становится адептом. Как показывает практика, на самооценку продолжительность влияет, происходит это не только по причине окружения заботой и т.д., но и по причине «самосовершенствования»  в той области, которую проповедует в тоталитарной секте. К примеру, основатель ЦХ - протестантский пастор Кип Маккин, а также его последователи, провозгласив себя учениками Христа, сочли своим жизненным предназначением по примеру первых апостолов нести свет Христова учения по всему миру. Адептам этой секты внушается, что они, как апостолы, должны быть ловцами человеческих душ. С каждой проповедью (зомбирующего характера), собранием, которые проходят еженедельно ученикам трактуется Библия «в понимании» основателя Кип Маккина, а он прочёл «по-своему» и решил, что только его буквалистическое толкование является единственно верным. С каждым подобным мероприятием адепт считает, что учится заново жить, становится ближе к Богу и т.д. Это коренным образом  влияет на самооценку человека, поэтому, чем продолжительнее пребывание в подобных организациях, тем сложнее человеку помочь. 

Будыкин С.В.

  • Гость
предположу, что при ознакомлении с механизмами манипулятивного воздействия секты рядовой гражданин окажется способен осознать манипулятивные механизмы государства (не берём в расчёт тот факт, что сектами называются искажённые идеологически ответвления от основных религий) - будет ли в данном случае эта работа полезной? Я пишу это как обращенно к автору, так и к ответу Евгении.

Очень интересное сравнение, но это два абсолютно различных воздействия.

Будыкин С.В.

  • Гость
Где в этом прекрасном посту ответы на поставленные вопросы?
Спрошу по-другому.
Если мы рассматриваем двух людей, один из которых защищает интересы государства, а второй интересы организации, к которой себя относит, разницы в их мышлении не обнаружится. Это пассивное бездумное следование мнимым идеалам - объект "поклонения" и идеалистические представления о мире в секте имеют ту жу структуру, что и такая вещь, которую именуют как "Родину", а в РФ национальные традиции и стереотипы русского человека (перенося на слэнг секты - "Мировоззрение") подкрепляются религией "Христианское православие", государством поощряется эта вера, вопреки логике Конституции, гласящей о свободе выбора вероисповедния (это к теме официального выходного на 7 января). Вопрос не столько к Вам, сколько вообще к людям, которые не осмыслив базовых принципов построения формирования патриотизма, да и вообще любых догм и мировосприятия, начинают "катить бочки" на религиозные организации, в том числе и на "Свидетелей Иеговы".
Хорошо, обоснуйте:
- почему этот культ (или любой другой) деструктивный, в чём отличия этого деструктивизма от деструктивности позиции защиты государственных интересов;
- каким образом этот деструктивизм нарушает право человека на "свободу мысли, совести и религии", при условии, что каждый из нас несёт ответственность за свою жизнь и выборы, которые мы делаем.
Ваша ссылка на государственные документы является хорошим показателем не то, чтобы "зомбированности", но, как минимум, работы во имя блага политической машины. Если мы поговорим с глубоко верующим человеком, мы заметим склонность к цитированию священных книг, писаний... Понимаете, на что я Вам намекаю?
Последний вопрос. Любая работа, которая хорошо выполняется, требует кропотливости и высокой квалификации, будь то психолог или сантехник. Но сантехник, если и лезет в чужой монастырь со своим уставом, то с приглашения хозяев, а звал ли кто психологов/соц. работников и прочих умников в ценностные ориентации и мировоззрения героев, исследуемых в Вашей работе? Нет. Прекрываясь какими-то государственными законами (которые, к слову, в своих формулировках употребляют такие слова, как "совесть" и "мораль", а это категории довольно выского духовного уровня, которые определённо не могут иметь общественный характер и возникать по дуновению конститутции или интересов посторонних людей, но людям нравятся красивые слова и "пипл хавает") и личными убеждениями (не будем уходить в природу формирования убеждения), люди лезут туда, куда их никто не просит. Вы любите, когда Вы сидите в столовой, едите салат с курицей, а к Вам подходит неизвестный человек, читает лекцию про убийство животных и Вашу несостоятельность как вида Homo sapiens, потому что Вы позволяете себе уничтожать слабых во имя эгоистических побуждений поесть, а потом и вовсе отбирает тарелку и кидает на стол морковь, на которую у Вас с 7ми лет аллергия?

Спасибо за проявленный интерес к нашей работе.
Евгения, для начала Вам будет полезно ознакомиться с термином «Тоталитарная секта». Благодаря этому на ряд вопросов Вы найдете ответы. Также  недопустимо сравнивать совершенно разные институты, а если остановиться на мышлении, т.к. Вы затронули это, то различия имеются.
Что касается, Вашего выражения «катить бочки» на религиозные организации", смею предположить, что Вы плохо ознакомлены с деятельностью тоталитарных сект, в т.ч. с такой как «Свидетелей Иеговы». Сектами эти организации не случайно называют, если Вы считаете, что секта это только «пассивное бездумное следование мнимым идеалам - объект "поклонения" и идеалистические представления о мире», то Вы и в этом ошибаетесь.
С Вами сложно дискутировать, в связи с тем, что Вы очень плохо осведомлены в данном вопросе. Снова сравниваете различные понятия «Глубоко верующего человека» с адептом.
Вы считаете, что для того, чтобы человек любой профессии начал выполнять свои обязанности его должны «позвать»?! Слушая Вас, понимается, сотрудников правоохранительных органов тоже должен позвать криминальный мир, чтобы преступность сократить, а также врача при серьёзном ДТП больной человек тоже должен попросить?! Будете курсами старше поймете, что психологу не всегда нужно согласие больного на помощь.
Что касается нашей работы, запрос на помощь действительно был от родных, а исследование проводилось параллельно.
Ваше последнее предложение снова не по тематике, поэтому комментировать не целесообразно.
Будьте осторожны с резкими и громким высказываниями! Тем более, если недостаточно компетентны в каком-либо разделе психологии, в частности этой обсуждаемой проблемы.

Будыкин С.В.

  • Гость
Здравствуйте, уважаемые Сергей и Евгения!
У меня несколько замечаний к полемике работы и, собственно, к самой работе.
Евгения, как можно сравнивать такие институты, как религия и государство?
Государство как секта? Тут уж скорее государственный уклад, форма правления, господствующая идеология.
Само по себе государство как орган правления необходимо для обеспечения-регулирования жизнедеятельности страны (тафтологизирую - государства).
Это забавная вещь. Выступление политика и исполнение гимна может быть сравнено с состоянием измененного сознания прихожан в религиозном экстазе, и в таком состоянии они вполне манипулируемы. Но мы сейчас не об этом, не буду уходить от темы.
Смотрите, секта зовётся сектой потому, что не сходится в своём учении с официально признанными мировыми религиями. Иными словами, ересь. Таковых еретиков нашлось большое количество, когда произошёл раскол христианской церкви? Да. Итого мы имеем множество модифицированных христианских учений.
Тут уже вопрос к вам, Сергей.
Вы пишете, что данная секта имеет антихристианскую направленность. Почему вы указываете это, как первостепенную негативную характеристику? Антихристианские взгляды являются деструктивными? Но на этом основании и последователей Фридриха Ницше можно определить, как приверженцев деструктивного культа. Но это мелкое замечание.
Адепта деформируют, внедряя новую систему верований. А не меняется ли система верований у здорового человека ежечасно, ежеминутно? Вы пишете так, словно внедрить новую систему верований столь же легко, как чип в программное обеспечение. Не отрицаю. Но это психологические механизмы манипуляции, даже если они столь действенны, почему их не раскрывает в полной мере Ваша работа? То, что перечислено, очень поверхностно демонстрирует суть манипуляционного воздействия, заметны черты беглой обзорности и неприкрытого негативизма по отношению к действиям секты.
Вы употребляете разговорную лексику "пичкают", "забрать деньги". Это случайность или выражение вашего неуважения хоть, к вероятно, деструктивному, но верованию?
Вы выявили психологические характеристики, характерные для адептов культа "Свидетели Иеговы".
Вам не кажется, что они спровоцированы неудовлетворительным положением дел в семьях, в их кругу общения, в который вы так желаете их вернуть? Может быть, коррекционную работу следует провести и с ближайшим окружением адептов - ведь будь у них всё в жизни благополучно, они не стали бы искать укрова у секты.

Здравствуйте.
Изначально отвечу на последний вопрос, во-первых, никто «так» не желает вернуть человека к прежнему образу жизни! Во-вторых, в большинстве случаев люди, попавшие под влияние тоталитарных сект достаточно успешные и отношения с близкими и родными благополучные. Дело в том, что эти люди некритичные, т.е. не могут отличить опасность от добрых намерений. После некоторого периода пребывания в секте уже хорошо «зомбированный» человек сообщает своим родным и близким, а также приглашает вступить в организацию. Вот в этот период и начинаются разногласия, на фоне чего человек и погружается все глубже в секту, где его «уважают», «любят» и т.д. Некритичность к происходящим обстоятельствам - это один из факторов, по которому людей можно отнести в группу риска.
Также мы не отрицаем, что в ряде случаев основным фактором является неблагоприятные отношения в семье. В этом случае необходимо проводить работу как с обеими сторонами, с человеком и с его семьей.
Что касается вопроса о лексике, это скорее случайность.
В работе разумеется указаны не все механизмы манипулятивного воздействия, т.к руководители подобных организаций не стоят на месте, пользуются всё новыми механизмами для привлечения бо̀льшего количества адептов, т.к. от этого зависит в т.ч. и их финансовое положение.