Автор Тема: ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОСА...  (Прочитано 2251 раз)

Кочетков М.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДОПРОСА, НА АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ

Кочетков М.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дегтярев А.В.

Актуальность. Допрос представляет собой самое распространенное следственное действие, с помощью которого следователь имеет возможность получить информацию по делу. Несмотря на то, что допрос – это один из первых появившихся следственных действий, и на первый взгляд, кажущееся одним из самых простых,оно является одним из самых важных, трудоемких и местами одним из самых сложных следственных действий. Для эффективного проведения допроса от следователя требуется не только знание процессуальных норм, но и некоторые знания психологии и высокий уровень владения коммуникативными навыками. Следователь должен владеть тактическими приемами и методами психологического воздействия, которые способствуют установлению контакта с допрашиваемым, установлению доверительной и благоприятной атмосферы при допросе свидетеля.
По данным ООН в 2011 году в России было совершено 14, 5 тысяч убийств. Данные дела, как и прочие уголовные дела, сопровождаются допросами не только подозреваемых и обвиняемых, но и целых групп свидетелей.
Несмотря на свою распространенность, допрос остается мало изученным, особенно это касается его психологической составляющей, что в частности, касается эффективности психологических приемов и техник, которые следователь может применять при допросе.
Материалы и методы исследования
Выборку в исследовании составили 16 девушек в возрасте от 18 до 24 лет. Каждый из испытуемых на момент исследования проходит обучение в высшем учебном заведении.
Были использованы следующие методики:
•   многофакторный опросник Кетелла 187;
•   опросник «EPI»Айзенка;
•   методика диагностики оперативной оценки самочувствия («САН»);
•   методика оценки актуального состояния («АС»);
•   тест Люшера.
Методы,  используемы в данной работе:
•   теоретический анализ литературы по теме;
•   беседа с испытуемыми;
•   психодиагностические методы.
Ход исследования
В 2019 году была проведена исследовательская работа на тему: «Влияние психологических техник, используемых в процессе допроса, на актуальное состояние личности». В этой теме исследовалось влияние некоторых методов допроса на актуальное эмоциональное состояние человека. В выборке участвовало 16 человек, которые были разделены на 2 группы: внушаемые и не внушаемые. Для определения данного признака мы использовали 2 шкалы из методики Кетелла (16 факторный опросник): шкала Е (конформность-доминантность) и шкала L (доверчивость-подозрительность). Также была проведена методика PENАйзенка, где особое внимание было уделено шкале нейротизм, которая оценивает психическую устойчивость.
Было принято решение на одной половине группы использовать техники допроса, а на второй не использовать.
По результатам проведенных методик было принято решение разделить участников на  подгруппы:
•   внушаемые, на которых применялись техники допроса;
•   не внушаемые, на которых применялись техники допроса;
•   внушаемые, на которых техники допроса не применялись;
•   не внушаемые, на которых техники допроса также не применялись.
После разделения испытуемых на группы, с каждым была проведена беседа. Темой беседы являлось обучение на первом курсе, а также внеучебная деятельность в этот период.
В беседе были использованы следующие техники: положительная оценка, техники телесной подстройки, свободный рассказ, юмор, интерес к личности допрашиваемого.
До и после беседы были проведены методики САН, АС и тест Люшера, которыми оценивалось эмоциональное состояние испытуемых.
Результаты и обсуждение
Было установлено, что у испытуемых в группе внушаемых, с которыми применялись техники, произошли значительные изменения результатов по методике САН. Это свидетельствует о том, что техники допроса, а также сама беседа и темы, поднятые при беседе, сильно повлияли на их самочувствие, активность и настроение как в высокую так и в низкую сторону. В то время как у внушаемых испытуемых, на которых не применялись техник допроса, изменения были минимальные. Стоит отметить, что у не внушаемых испытуемых, с которыми применялись техники, также видно разницу в самочувствии, активности и настроении до и после проведения беседы. Это говорит о том, что на не внушаемых испытуемых также действуют техники допроса. У не внушаемых, на которых не применялись техники допроса, настроение, активность и самочувствие либо не менялись вообще, либо изменения были не значительны. Из чего можно сделать вывод, что техники допроса оказывают влияние на актуальное состояние человека.
Также важно заметить, что темы разговора могут оказывать большое влияние на испытуемых, нельзя исключить тот фактор, что некоторые затронутые темы в беседе могли вызвать у участников эмоциональный отклик.
Выводы
У всех испытуемых,  с которыми применялись техники допроса, видна сильная динамика их актуального состояния, что говорит об эффективности выбранных методов  допроса.
Повышение или понижение результатов было достигнуто использованными техниками в процессе беседы. Что,в свою очередь, может говорить о том, что беседа была эмоционально насыщенной, была получена сильная отдача от испытуемых. В случае положительной динамики можно говорить о том, что испытуемому пошла на пользу беседа о себе, что ему нужно было выговориться. В случае отрицательной динамки результат был достигнут эмоционально значимым разговором, однако в данном случае затронутые в разговоре темы вызывали неприятные воспоминания для испытуемых.Это также говорит об эффективности техник. Данный вывод основан на рефлексивных беседах с испытуемыми после проведения эксперимента.

Малыш Т.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Здравствуйте! А были ли выявлены закономерности, по которым в группе внушаемых испытуемых (с которыми использовались различные техники) самочувствие, активность и настроение сдвигалось в сторону повышения или понижения?