Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2019 > Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА...

(1/5) > >>

Петров В.Е.:
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ
Петров В.Е.,
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Кокурин А.В.
Современная юридическая психология, пройдя этап своего становления как отрасль психологической науки, активно совершенствует структуру психологического знания, его методологию, методы, методики и формы. Один из разделов юридической психологии – психология следствия – обращен к психологическим основам деятельности следователей, адвокатов, подозреваемых и иных участников этого процесса. Он психологизирует отношения и деятельность соответствующих субъектов. При всей концептуальной и методической проработанности вопросов психологии следствия (Кузнецова М.Г., Фоменко Е.Н., 2010), к сожалению, вне должного внимания остается вопрос об оказании психологической помощи лицам (подозреваемым, обвиняемым), в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Согласно п. 1 ст. 108 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174 ФЗ в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может быть избрано заключение под стражу. По нашему мнению, в отдельных случаях, то, что человек, будучи еще не признанным судом виновным в совершении преступления, испытывает на себе огромную психическую нагрузку, душевные переживания и страдания, астеничность чувств и т.п. не соответствует гуманистической позиции правосудия и несправедливо. У обвиняемого / подозреваемого, изолированного от общества, ярко выражена потребность в получении квалифицированной психологической помощи и поддержки. Возникает риторический вопрос «Могут ли ее предоставить следователь, адвокат или даже сокамерники?». В отношении несовершеннолетних данный вопрос решается с привлечением ведомственных психологов (Лобачева Л.П., Кретова Д.Н., 2018; Сочивко О.И., 2017), для всех остальных категорий лиц, заключенных под стражу, это, к сожалению, пока нерешенная дилемма. Именно поэтому проблема совершенствования форм, методов и технологий оказания психологической помощи подозреваемым / обвиняемым имеет выраженную актуальность.
Помимо психоэмоциональных состояний, свойственных для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, для подозреваемых / обвиняемых в совершении преступления характерны и специфичны: тревога, отчаяние, стресс, разочарование, злоба, дискомфорт, испуг, депрессия, омерзение, сожаление, презрение, ненависть, растерянность, удивление и др. (Мельникова Д.В., Дебольский М.Г., 2015). Осознаются собственная малоценность и никчемность бытия, снижаются влечения, замедляется протекание многих психических процессов (Морозова М.В. и др., 2014). Личностная экзистенция подозреваемого в условиях временной изоляции от общества модулируется криминальным опытом индивида, неопределенностью происходящего, надеждой на благополучный исход, ожиданием результатов проведения оперативно-следственных действий или решения суда, дискомфортными условиями пребывания в изоляторе временного содержания (Кокурин А.В., Петров В.Е., 2017; Мамченко А.М., 2017).
Реализации психологической помощи предстает как система психопрактики, элементами которой выступают такие компоненты как: 1) организационно-правовая; 2) методическая.
1. Организационно-правовая компонента определяет правовой статус психолога. Проблемность вопроса состоит в том, что помимо соответствующих должностных лиц (следователей, лиц оперативно-начальствующего состава) к общению с подозреваемыми / обвиняемыми согласно п. 1 ст. 49 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174 ФЗ может быть допущен защитник – адвокат (по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый; п. 2). В установленном Законом порядке он осуществляет защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, оказывая им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
Существенным для психолога будут являться следующие требования, детерминированные юридической деятельностью: 1) наличие юридического образования; 2) правовой статус адвоката (помощника адвоката). Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 1 ст. 9. Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 № 63 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Статус психолога, оказывающего психологическую помощь подозреваемым / обвиняемым, ни в уголовно-процессуальном законодательстве, ни в нормативных правовых актах, регулирующих адвокатскую деятельность, не определен. Следовательно, для привлечения психолога к оказанию психологической помощи, он должен иметь необходимые статусно-квалификационные характеристики. Специфическими выступают требования независимости и безоценочность позиции психолога, принятие психологом клиента.
2. Методическая компонента связана с определением форм, методов и методик психологической помощи. Приоритетными направлениями психологической помощи подозреваемым могут быть регуляция (стабилизация) их психоэмоционального состояния, разрешение психологических проблем временной экзистенции в условиях изоляции, оптимизация межличностных отношений с участниками следствия и иными лицами, находящими в камере временного размещения. Психологическая помощь реализуется в относительно простых, технологичных и результативных мероприятиях – психологических консультациях, сеансах психической регуляции, ролевом гетеротренинге, проявлении сочувствия, понимания и сострадания. Методы и методики психологической помощи существенно отличаются от соответствующего инструментария работы с персоналом (например, полностью исключаются мероприятия диагностического плана, ограничены условия проведения тренинговых и консультативных мероприятий). Особенностью отработки методической компоненты системы оказания психологической помощи является ограниченность психопрактики (получить практические навыки психологической работы с подозреваемыми и обвиняемыми в рамках правового поля экспериментальным путем невозможно).
Таким образом, с целью совершенствования концептуальных основ юридической психологии в психологию следствия как ее раздел целесообразно включить вопрос об оказании психологической помощи лицам, заключенным под стражу. Одновременно актуальна разработка организационно-методических основ оказания соответствующей психологической помощи.

Литература
1. Кокурин А.В., Петров В.Е. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). М., 2017. № 7 (35). С. 111-123.
2. Кузнецова М.Г., Фоменко Е.Н. Особенности психологического сопровождения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 11 (102). С. 30-34.
3. Лобачева Л.П., Кретова Д.Н. Проблемы пенитенциарной адаптации подозреваемых, обвиняемых и осужденных подросткового возраста, содержащихся в следственных изоляторах // Перспективы науки. 2018. № 4 (103). С. 112-114.
4. Мамченко А.М. Состояние безнадежности и уровень жизнестойкости у заключенных под стражу в сизо // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 4 (143). С. 39-48.
5. Морозова М.В., Савина О.Ф., Сафуанов Ф.С., Ткаченко А.А. К вопросу дифференциации и экспертной оценки эмоциональных состояний // Российской психиатрический журнал. 2014. № 5. С. 38-46.
6. Мельникова Д.В., Дебольский М.Г. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых и обвиняемых // Психология и право. 2015. Т. 5. № 2. С. 105-116.
7. Сочивко О.И. Работа психолога-практика с несовершеннолетними, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3. С. 65-68.

catherineft16:
Free Porn Galleries - Hot Sex Pictures
http://tshirtscreen.instasexyblog.com/?aracely

 porn london ontario porn old ladies gay porn roman soldiers big british porn download granny porn

catherineft16:
New super hot photo galleries, daily updated collections
http://arab.dating.bloglag.com/?paloma

 vvoyeur homemade mature porn movie streaming porn young grils emma watson toon porn beautiful hard core porn porn movies usbmissive

catherineft16:
Nude Sex Pics, Sexy Naked Women, Hot Girls Porn
http://tiava.porn.allproblog.com/?aisha

 h lya av ar porn japenese porn on porntube moive star porn eatreme porn xxx largest free porn videos

catherineft16:
Hot sexy porn projects, daily updates
http://3gpsexvideo.instakink.com/?arielle

 chatsworth porn industry angelena jole porn video online latinas porn monica peaches porn star i need it black porn

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии