Автор Тема: РАЗВИТИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОСУЖДЁННЫХ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ...  (Прочитано 130 раз)

Кравченко А.И.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
РАЗВИТИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ОСУЖДЁННЫХ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Кравченко А.И.,
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
Академия права и управления
(Академия ФСИН России, г. Рязань)
Научный руководитель - Калашникова М.М.

Одной из главных задач пенитенциарной психологии как науки является отбор и изучение средств исправления, которые конструктивно воздействуют на психику осуждённого.К числу таких средств относятся психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции личностью своего поведения, что, в первую очередь, отражается на сознательной психической деятельности субъекта. В этой связи, саморегуляцияповедения у осуждённого может рассматриваться в качестве оптимального средства подготовки к освобождению.
Исследованию различных сторон проблемы саморегуляции посвящены работы таких учёных, как: У. Джеймс, И.С. Кон, В.В. Столин,  В.С. Мухина, И.И. Чеснокова и других. По мнению известного специалиста Л.П. Гримак, под вышеуказанным психологическим феноменом понимают средство поддержки и защитыличностью целостности своей психики, заключающей в себе самоконтроль, управление поведением и деятельностью, что необходимо рассматривать как психофизиологическую составляющую воли (Гримак Л.П., 2010).
С целью изучения влияния саморегуляции на личность и поведение осуждённых, был проведен эксперимент на базеФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области. Выборка составила 40 человек. Исследование проводилось с использованием методики «Стиль саморегуляции» В.И. Моросановой. Осужденные проходили психодиагностическое обследование до эксперимента и после. Для анализа полученных данных были применены методы математической статистики.
Необходимо отметить, что психологическое исследование опиралось на анализ продуктов деятельности осуждённых, которые работали в производственной зоне, а также на исследовании тех осуждённых, кто стремился к приобретению новой специальности.
Была выявлена статистическая значимость различий (p≤0,002) по шкалам: «программирование», «оценка результатов», «гибкость» и «общая саморегуляция» между значениями экспериментальных групп. По шкале «программирование» (второеобследование) (M=24,98) наблюдается способность продумывать пути достижения поставленных целей, модели возможного поведения и реакции других людей в конкретных жизненных ситуациях. Тогда, как до эксперимента (M=18,54), было установлено, что осуждённые характеризуются нежеланием продумывать и корректировать свои действия, а действуют импульсивно, с помощью метода проб и ошибок.
По шкале «оценка результатов» (второе обследование) (M=27,29)  наблюдается адекватная оценка продуктов деятельности, способов и причин достижения цели. До эксперимента (M=15,4), осужденные проявляли не критичность к своим действиям, старались избегать, не замечать свои ошибки, что проявлялось в резком ухудшении работоспособности при неудачах.
По шкале «гибкость» (второе обследование), осуждённые(M=29,4) в неожиданных для них жизненных ситуациях быстро и легко перестраивают модель своего поведения, характер своих действий, что показывает навык самостоятельного внесения изменений в программу деятельности. До эксперимента у осуждённых обнаруживалась трудность в привыкании к жизненным переменам, неуверенность нахождения при смене обстановки.
По шкале «общая саморегуляция» (до эксперимента) у осуждённых (M=17,8) наблюдалась не способность осознанно планировать свою деятельность,  у них снижена способность выявления путей избегания неудач при достижении цели. По результатам обследования после эксперимента(M=28,37) наблюдается гибкость поведения, что выражается в адекватной реакции на различные изменения условий жизнедеятельность, а также в выдвижении и достижении успеха при развитии своих навыков в профессии либо приобретении необходимых умений в учебной деятельности.
Таким образом, по результатам, полученным после проведения двух обследований (первое - до психологического воздействия, направленного на повышение уровня саморегуции, и второе – после воздействия)  установлено, что работа по повышению уровня саморегуляции сказывается положительно на личность и поведение осуждённого, способствует успешной ресоциализации и исправлению. Таким образом, целенаправленное развитие у осужденных саморегуляции, является важным психологическим средством их подготовки к жизнедеятельности на свободе.

Литература
1. Гримак, Л. П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. – М.: Либроком, 2010. 769 c.
2. Дмитриев, Ю. А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - М.: Феникс, 2011. – 688 c.
3. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. - М.: Психологический институт РАО, 2014. – 320 c.