Автор Тема: ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОСОЗНАНИЯ...  (Прочитано 131 раз)

Байтимирова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПРАВОСОЗНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Байтимирова А.А.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель: Коноплева И.Н.

Причины, повлиявшие на выбор профессии, нередко оказывают влияние и на качество ее выполнения. Данная тенденция имеет место и у специалистов в области юриспруденции. К кандидатам на должность в данной сфере предъявляется внушительный перечень требований, среди которых помимо медицинских показаний существует большой список необходимых личностно-деловых качеств. Не каждый желающий связать свою жизнь с данной специальностью может успешно и в соответствии с законом осуществлять данную деятельность.
К сожалению, не любой человек, желающий стать частью системы, преследует цель, что  возложило на него государство, ставя на должность. В силу искаженной мотивации действующий сотрудник может пренебрегать законом, на который он, напротив, должен в первую очередь опираться при выполнении своих должностных обязанностей.
Нравственные ценности также играют значительную роль в работе. Они способны оказывать влияние на объективность воспринимаемой информации и принятие верного правового решения.
Возможные причины неправомерных действий людей, работающих в области юриспруденции, имеют большой спектр версий. Большая часть из них связана с непосредственной деятельностью сотрудника, уже работающего в системе продолжительное время.  К ним относятся профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, неспособность справиться со сложными условиями работы и «властными» полномочиями.
Однако в данной работе хотелось бы рассмотреть предпосылки людей, не успевших начать работу в структуре МВД, но уже имеющих юридическое образование, а именно - выпускников вузов.
Актуальность данной темы обусловлена значительным количеством правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, и необходимостью повышения уровня воспитания законопослушного гражданина.
Цель работы -проанализировать взаимосвязь уровня развития правосознания выпускников юридических вузовс мотивацией выбора профессии и нравственными ценностями.
Предмет - правосознание, мотивация и нравственные ценности выпускников юридических вузов.
Объект – психологические особенности выпускников, окончивших вуз по специальности юриспруденция.
В качестве гипотезы взято положение о том, что у выпускников юридических вузов с высоким уровнем правосознания внутренние индивидуально-значимые мотивы положительно связаны с жизненной ценностью «Развития себя».
Выборку составили 47 выпускников юридических вузов: 14 выпускников Московского Государственного Юридического Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 21 выпускник Российского Государственного Университета Правосудия и 12 выпускников Российского Государственного Гуманитарного Университета. В исследовании принимали участие как девушки – 29 человек, так и молодые люди – 18.Средний возраст респондентов составил 23 года.
В нашем исследование применялись следующие методики:
•   Авторская анкета, позволяющая получить следующие данные: пол, возраст, вуз и специальность респондентов.
•   Тест «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, позволяющий определить ведущую мотивацию на этапе выбора человеком будущей профессии.
•   Анкета «Уровень правового развития» (О.А. Гулевич) на основе теста незаконченных предложений. С использованием модели правового развития (Дж. Тапп и Ф. Левина) показывает уровень сформированности правовой социализации у респондента
•   Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопова, Л.В Карпушиной.
Для статистической обработки данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Обработка происходила с помощью программы IBMSPSSStatistics 25, русскоязычная версия.
Исходя из полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:
•   Конвенциональный уровень правосознания коррелирует с такими жизненными ценностями как «Развитие себя» (0,534) и «Достижение» (0,644), р < 0,05.
•   Наблюдается сильная прямая связь между показателем «Креативность» и высоком уровнем правосознания (0,853), р < 0,05.
•   Выявлена слабая прямая связь (0,456), р < 0,05 между правосознанием и ценностью «Сохранение собственной индивидуальности».
•   Наблюдается средняя прямая связь между правотворчеством и ценностями «Развитие себя» (0,644) и «Достижение» (0,698), р < 0,05.
•   Постконвенциональный уровень имеет сильную обратную связь (-0,763) с внешними отрицательными мотивами, и среднюю прямую связь (0,598) cвнутренними социально значимыми мотивами субъекта, при уровне значимости р < 0,05.
•   Отмечается средняя прямая связь (0,687), р< 0,05 между уровнем правотворчества и внутренними индивидуально значимыми мотивами человека.
•   Выявлена прямая связь между жизненной ценностью «активные социальные контакты» и внутренними социально значимыми мотивами (0,786), р  0,05. 
•   Внутренние индивидуально значимые мотивы положительно коррелируют с жизненной ценностью «Развития себя» (0,547), р ≥ 0,05.
Таким образом, мотивация, нравственные ценности и сформированность правосознания оказывают взаимное влияние друг на друга. Мы пришли к выводу, что обучение на юридическом факультете высшего учебного заведения способствует правовой социализации. Материальные ценности, активно ставящиеся в упрек современному обществу, действительно являются главенствующими среди других, но не оказывают влияние на правосознание респондентов конкретной выборки.
Подводя итоги нашего исследования можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Проведенный анализ подтвердил наличие взаимосвязи между исследуемыми факторами.

Богданович В.Я.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Доброго времени суток. Судя по выводам, нравственные и жизненные ценности в данном исследовании – это одно и тоже? Или есть какая разница между этими понятиями.