Автор Тема: КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ...  (Прочитано 970 раз)

Исаенко Т.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Исаенко Т.Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель -Шпагина Е.М.
   
Профессиональная деятельность требует от специалиста наличия специфических профессиональных качеств. Ганичева Е.М., опираясь на исследования Н.А. Аминова и М.В. Молокановао связи социального интеллекта с профессиональной направленностью личности, указывает на такие качества как выраженная готовность к контактам; общая интеллектуальность; умение поддерживать контакты; стрессоустойчивость в общении; умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения; аттракция, эмоциональная заразительность, эмпатия, опора на себя в принятии решений(Ганичева Е.М., 2012). Большинство перечисленных качеств попадает в определение коммуникативной компетенции.
Наряду с этим, говоря о задачах современного профессионального образования, другие авторы говорято необходимости развития у студента«способности быть личностью и действовать, социального интеллекта, готовности транслировать конструктивные представления и модели поведения» (Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х., Кладько А.И., 2015, с.154).Выбор приемлемых моделей поведения зависити от рефлексивности, ценностей, идей, смыслов и установок. Социальные представления и представления об успешностирассматриваются как вектор личностного и профессионального развития студента.
Динамичность социальных представлений ведет к «расширению рамок самоактуализации и самореализации человека, увеличению возможностей достижения профессионального и социального успеха и, вместе с тем, характеризуется повышением неоднозначности, сложности, социальных процессов, содержит достаточное количество рисков» (Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х., Кладько А.И., 2015. С.153).
Целью нашего исследования стал вопрос изучения связи между коммуникативными навыками и представлением об успешной социализации в юношеском возрасте.
Гипотезой исследования стало предположение, что представления об успешной социализации будут различаться у лиц с различным уровнем коммуникативных навыков.
Исследование включалоследующие этапы:
1)   проведение открытого опроса, посредством сервиса Google; обработка данных методом контент-анализа и составление авторской анкеты представлений об успешности;
2)   проведение анкетирования студентов факультета юридической психологии МГППУ (Тест коммуникативных умений Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха; авторская анкета представлений об успешности);
3)   обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики, расчетКритерия согласия Пирсона.
В первой выборке исследования приняли участие21 студент высших учебных заведений в возрасте 18-21 лет, из которых 4 юноши (19.05%) и 17 девушек (80,96%). 
Студентам предлагалась продолжить 3 предложения:
•   Успешный человек – это…
•   Успешного человека отличает…
•   Чтобы добиться успеха в современном обществе, нужно…
На основании контент-анализа, нами были сделаны следующие выводы:
1.   Подавляющее большинство характеристик успешности связано с внутренним состоянием человека, а не с внешними признаками.
2.   Ни разу не упоминается студентами слово «семья», а только «родители» и «близкие».Слово «друзья» так же не встречается в ответах (видимо, сейчас заменяют «связи»).
3.   Всестороннее развитие важнее конкретных профессиональных характеристик.
Проведя данную часть исследования, нам удалось сформировать континуум представлений молодежи об успешной социализации. В итоговую анкету вошла 51 характеристика. Студентам предлагалось выбрать для каждой характеристики один из трех вариантов важности для достижения успеха: «не важно»; «важно»; «без этого нельзя обойтись».
Во втором этапе исследования приняли участие студенты 2, 4 и 5 курсов факультета юридической психологии МГППУ, в возрасте 18-23 года в количестве 39 человек. Среди которых 33 девушки (84,6%) и 6 юношей (15,4%). 11 студентов совмещают учебу в ВУЗе с работой (28,2%), 28 человек (71,8%) – не совмещают.
Результаты диагностики по методике коммуникативных умений Михельсона показали, что большинство студентов (32 чел., что соответствует 82,1 % выборки) имеют компетентный тип реагирования в общении, то есть они умеют вступать в контакт с другим человеком и правильно реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника.
Остальные студенты имеют зависимый и агрессивный тип реагирования в общении (по терминологии используемой методики). Преобладание показателей зависимого типа общения над остальным показателями выявлено у 6 чел. (15,4 %),), преобладание агрессивного стиля общения - у 1 чел. (2,6 %), поэтому не стали делать выводы в отношении данной категории.
Далее нашей задачей стояло выявление связи между уровнем коммуникативной компетентности и представлениями об успешной социализации.
Для сравнения частоты встречаемости категорий, значимых для достижения успеха в обществе, испытуемых с разными уровнями коммуникативной компетентности использовался критерий χ2 Пирсона.
Категории, в которые мы объединили характеристики успешности, следующие: счастье; профессионал; тайм-менеджмент; достижение цели; известность; саморазвитие; «позитив»; трудолюбие; креативность; здоровье; богатство; рефлексия; образование; личные качества; коммуникабельность; близкие; уверенность в себе.
Согласно проведенному анализу, статистически достоверно (p<0.05) у испытуемых трех групп различается частота выбора ответов по категориям «известность», «саморазвитие», «позитив», «образование», «личные качества», «близкие».
По остальным категориям статистически значимых различий не выявлено.
Респонденты с зависимым стилем коммуникации считают группу характеристик «известность» не важной, компетентные и агрессивные считают ее более важной.
Если респонденты с зависимым стилем коммуникации считают категорию «саморазвитие» в равной степени не важной и важной и меньше голосов отдают за то, что без этой категории нельзя обойтись, то компетентные респонденты считают, что эта категория важна и без нее нельзя обойтись.
Аналогично категории «саморазвитие» выглядит ситуация с категорией «позитив». В данной категории обнаружилось наибольшее отличие теоретических частот от эмпирических.
«Образование» респонденты с зависимым стилем коммуникаций считают важной категорией;в группе компетентныхв общении респондентовмнения разделись: одни считают, что эта категория «важная»,другие говорят, что без образования«нельзя обойтись» (практически одинаковая сумма частот).
«Личные качества» зависимые в общенииреспонденты считают «важными», тогда как компетентные респонденты считают, что без них «нельзя обойтись».
Категорию «близкие» зависимые в общении респонденты считают не важной, когда как компетентные в общении респонденты считают ее важной категорией.
В целом,у компетентных в общении студентов более высокая потребность в достижениях и уровне притязаний.
Так же мы провели сравнение частоты встречаемости категорий успешности в зависимости от пола. Статистически достоверных различий частоты выбора ответов по категориям у мужчин и женщин не выявлено (p>0.05).
Согласно проведенному анализу сравнения частоты встречаемости категорий у испытуемых с разным форматом совмещения работы и учебы, статистически достоверных различий в группах испытуемых, совмещающих и не совмещающих работу и учебу, не выявлено (p>0.05).
Дополнительно мы провели исследование связи между полом испытуемых и их приверженности к разным типам общения. Статистически значимой связи между полом и типом общения не выявлено.Статистически значимой связи между типом совмещения работы и учебы и типом общения не выявлено.
Таким образом, мы сделали вывод, что общая гипотеза нашего исследования о связи компетентности в общении и представлений об успешной социализации подтвердилась.

Литература
1.   Ганичева Е.М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). - Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012. С. 147-158.
2.   Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х., Кладько А.И. Социальные представления, компетентность и успешность адаптации студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. №4.С.153-157.