Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЮРИДИЧЕСКОЙ...  (Прочитано 90 раз)

Манджиева М.Л.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Манджиева М.Л.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г.Москва)
Научный руководитель - Щёткина Е.И.

В настоящее время исследования профессиональной идентичности в различных сферах труда становятся актуальными и анализируются как один из важных критериев  профессионального становления личности как субъекта трудовой деятельности. Изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, в частности в трудовой сфере, связаны с появлением новых требований к системе профессиональной подготовки специалистов, они должны быть динамичными, мобильными, пластичными и профессиональными в своей сфере (Нор-Аверян О.А., Шаповалова А.М., 2016). Особенно важным в профессиональном развитии специалиста является приобретение студентами знаний научных основ будущей профессии, овладение профессиональными навыками и умениями. Все это способствует тому, что уже на стадии получения высшего образования студент способен идентифицировать себя с профессиональным сообществом. Развитая профессиональная идентичность способствует выживанию профессионала в условиях современного рынка труда. В связи с этим проблема становления профессиональной идентичности студентов обуславливается интересом общества. Результаты исследования могут быть полезными для работы психологической службы вуза в оказании консультативной помощи студентам.
Исследование было направлено на изучение особенностей профессиональной идентичности студентов факультета «Юридической психологии» в зависимости от направления (специальности) и курса обучения, а также на проверку гипотезы о наличии различий в выраженности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной идентичности у студентов факультета «Юридической психологии» в зависимости от направления и курса обучения.
В исследовании приняли участие 90 студентов 1, 3, 4 и 5 курсов обучения факультета Юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Из них 30 студентов, обучающихся по направлению «Психология» (10 студентов первого курса, 10 студентов третьего курса и 10 студентов четвертого курса), 30 студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (10 студентов первого курса, 10 студентов третьего курса и 10 студентов пятого курса), и 30 студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (10 студентов первого курса, 10 студентов третьего курса и 10 студентов пятого курса).
В исследовании были использованы следующие методики: «Методика изучения профессиональной идентичности» (Шнейдер Л.Б., 2000), «Личный профессиональный план» КлимоваЕ.А. в адапт. ШнейдерЛ.Б. (Шнейдер Л.Б., 2000), «Опросник профессиональной идентичности студентов» (Родыгина У.С., 2007), «Мотивация профессиональной деятельности» ЗамфирК. в модиф. Реана А. (Реан А.А., 2000), «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Павлютенков Е.М., 1980).
После проведения исследования были получены следующие результаты:
По методике «Личный профессиональный план» (КлимоваЕ.А. в адапт. ШнейдерЛ.Б.) значимых различий в уровнях развития профессиональной идентичности между студентами, обучающимися по разным направлениям (специальностям) обнаружено не было. Однако стоит отметить, что в целом наиболее активно профессиональная идентичность выражена среди студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения».
Но были обнаружены статистически значимые различия в уровнях развития профессиональной идентичности между студентами, обучающимися на разных курсах. Процент студентов с высоким уровнем развития профессиональной идентичностью возрастает от первого к последним курсам (1 курс – 16,7%, 3 курс – 16,7%, 4/5 курс – 40,0%). Для студентов с высоким уровнем развития профессиональной идентичности характерен поиск дополнительных способов профессионального развития, стремление к практической деятельности. Они отличаются самоорганизованностью, формированием индивидуального стиля деятельности и осознанным выполнением деятельности.
По методике «Опросник профессиональной идентичности студентов» (РодыгинойУ.С.), изучающей эмоциональное отношение к профессии и степени вовлеченности в процесс профессионального развития, значимых различий между разными направлениями (специальностями) и курсами по шкалам «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность» выявлено не было. В целом для студентов характерно преобладание положительных эмоций и активной позиций по отношению к получаемой профессии. Для студентов характерно считать, что профессия психолога удовлетворяет всем их жизненным потребностям. При любой возможности они стремятся получить практический опыт в данной профессиональной деятельности.
По «Методике изучения профессиональной идентичности» (ШнейдерЛ.Б.) значимых различий между студентами, обучающимися по разным направлениям (специальностям) обнаружено не было.
Но были выявлены статистически значимые различия в статусах профессиональной идентичности между студентами, обучающимися на разных курсах. Было установлено, что среди студентов 1 курса доминируют студенты, обладающие псевдоидентичностью (30,0%), они либо отвергают свою уникальность, либо наоборот, подчеркивают ее. Для них свойственно нарушение механизмов идентификации, ригидность Я-концепции, болезненное перенесение критики в свой адрес, низкая рефлексия. 
Доминирующим статусом среди студентов 3 курса является статус моратория (33,3%), т.е. для студентов на данном этапе характерно переживание кризиса профессиональной идентичности и активного поиска его разрешить.
И среди выпускных курсов доминирует статус диффузной профессиональной идентичности (40,0%). Это может быть следствием того, что студенты начинают задумываться о дальнейшем профессиональном пути, поиске места работы и в результате начинают пересматривать свои цели, ценности и убеждения относительно профессии.
По методике «Мотивация профессиональной деятельности» (Замфир К. в модиф. Реана А.) значимых различий между студентами, обучающимися на разных направлениях (специальностях) и курсах не обнаружено. В целом преобладает оптимальный мотивационный комплекс, т.е. выявлено преобладание внутренней мотивации над внешней положительной, а в свою очередь, внешняя положительная мотивация преобладает над внешней отрицательной.
По «Методике определения основных мотивов выбора профессии» (ПавлютенковаЕ.М.) было установлено, что доминирующее значение для студентов, обучающихся по направлению «Психология», имеют социальные мотивы (средний балл - 8,2). Следовательно, для них свойственным является желание своим трудом способствовать развитию общества, они социально направлены на высшие общечеловеческие цели и потребности. Доминирующее значение для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», имеют познавательные мотивы (8,6). Доминирующее значение для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», имеют познавательные (8,4) и утилитарные мотивы (8,4).
В заключение следует сказать, что гипотеза была частично подтверждена, так как значимых различий в выраженности структурных компонентов профессиональной идентичности в зависимости от направления обучения не выявлено.

Литература
1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
2. Нор-Аверян, О.А., Шаповалова, А.М. Факторы формирования пофессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti (дата обращения: 06.12.2018).
3. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2007. №4. URL: http://psyjournals.ru/files/6764/rodigina.pdf (дата обращения: 09.10.2018)
4. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. – Москва,2000.