Автор Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ КАК ПРИЧИНА НАРУШЕНИЙ УГОЛОВНО–ПРОЦЕССУАЛЬНОГО...  (Прочитано 1161 раз)

Сибилев И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ КАК ПРИЧИНА НАРУШЕНИЙ УГОЛОВНО–ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Сибилев И.А.
Всероссийский государственный университет юстиции  (РПА Минюста России) (г. Москва)
Научный руководитель -  Кособродов В.М.

Профессиональные деформации как социальное явление отмечено в работах К. Маркса еще в начале 20 века и рассматривалось в качестве отсутствия у некоторых руководителей индустриального производства интеллектуального, духовного контакта с миром, герметизацию разума в жестких стандартах.
В отечественной науке данное понятие было впервые введено социологом П.А. Сорокиным в 1921 году.  Под ним предлагалось понимать некое негативное влияние профессиональной деятельности на поведение человека (Сорокин П.А., 2008). В своих работах П.А. Сорокин также указывал, что роль этого явления «громадна», и с этим высказыванием трудно не согласиться.
Начиная с середины прошлого столетия и по настоящее время данное явление активно изучается не только в социально-экономических науках, но и в различных отраслях психологического знания. Если изначально ученые рассматривали только негативные стороны профессиональной деформации, то позже стали проводиться комплексные исследования влияния профессии на личность, стали выделяться как позитивные профессионально важные качества, так и регрессивные направления в развитии субъекта профессиональной деятельности.
В рамках данной работы мы придерживались точки зрения исследователей, которые профессиональную деформацию рассматривают как следствие изменения личностных качеств человека (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, характера, способов общения и поведения и др.) из-за длительного воздействия его служебной деятельности, как негативное социально-психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат деятельности юриста (Кроз М.В., Ратинова Н.А., 2016; Красинская, 2016).
Несмотря на разницу в определении данного феномена, почти все исследователи сходятся во мнении по некоторым основным положениям. Так виды деятельности, наиболее тесно связанные с профессиональной деформацией, чаще всего относят к социономическим сферам (Зеер Э.Ф., 2003). Помимо этого, постоянное воздействие стрессовых ситуаций, усиливает влияние негативных факторов и в конечном итоге приводит к эмоциональному выгоранию. Отрицательное воздействие оказывает и постоянное следование четко регламентированным нормам, установкам, правилам, без возможности каким либо образом изменять рутинные стороны профессиональной деятельности. Данные особенности мы вполне можем отнести к деятельности сотрудников правоохранительных органов, а значит  их профессиональная деформация, на наш взгляд, должна рассматриваться не только как воздействие на сотрудников и изменение их личностных качеств, а как явление тесно связанное с ростом нарушений уголовно-процессуальных норм в процессе деятельности правоприменительных органов, как следствие указанной выше деформации.
Некоторые исследователи отмечают, что профессиональная деформация влечет за собой злоупотребление сотрудниками правоохранительных органов властными полномочиями, их равнодушное отношение к людям и их правам, часто жестокое обращение с гражданами, профессиональную некомпетентность, безответственность, пассивность и инертность, открытое пренебрежение действующими в подразделении уставными нормами (Романов В.В., 2017).
По мнению Е.А. Змановской и В.Ю. Рыбникова, профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел может проявляться в следующих синдромах: 1) психофизиологического истощения и психосоматических нарушений; 2) снижение профессиональных достижений; 3) нарушение адекватного восприятия себя и окружающего мира (Змановская Е.В., Рыбников В.Ю., 2010).
 В работах некоторых ученых уже поднимались вопросы, касающиеся влияния профессиональной деформации на правовую сторону деятельности сотрудников правоохранительных органов. Так например, С.Е. Борисова выделяет следующие факторы: наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков; правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов; правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения; усвоение элементов криминальной субкультуры и их использование в своей деятельности; наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.; педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции (Борисова С.Е., 1998).
Особенно неблагоприятно профессиональная деформация отражается на личности молодых сотрудников правоохранительных органов, они не могут работать так эффективно, усердно и юридически грамотно, как того требует буква и дух уголовно-процессуального законодательства.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что сформировавшиеся под влиянием профессиональной деятельности акцентуированные личностные качества могут оказать существенное негативное влияние на сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных обязанностей, что в свою очередь приводит к нарушениям уголовно-процессуального закона. Уменьшение воздействия  профессиональной деформации на молодых сотрудников, по нашему мнению, приведет к снижению количества нарушений, повышению качества работы самих сотрудников, а также поспособствует соблюдению принципа законности в их деятельности.
Профилактика профессиональной деформации должна включать в себя комплекс мероприятий организационно-управленческого, воспитательного и психологического характера, направленных на совершенствование методов управления, совершенствование системы воспитания и обучения сотрудников правоохранительных органов (Красинская ЕС, 2016; Усачев А.А., Котлярова Л.Н., 2018).
По нашему мнению, для нахождения действенного способа снижения воздействия рассматриваемого нами явления, необходимо объединить усилия не только правоведов, но и специалистов из области психологии и педагогики, образовав рабочую группу по разработке методических рекомендаций как для рядовых сотрудников правоохранительных органов, так и для руководства на всех уровнях.

Литература
1. Борисова, С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты // Автореф. канд. дисс. – М., 1998.
2. Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2010.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
4. Красинская, Е.С. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел и её предупреждение // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. –  2016. №3. C. 48-52.
5. Кроз, М.В., Ратинова, Н.А. Психологическое исследование профессиональной деформации прокурорских работников // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2016.  № 3 (53).  С.68-74.
6. Романов, В.В. Юридическая психология. – М.: Издательство Юрайт, 2017.
7. Сорокин, П. А. Система социологии. – М. : Изд-во «Астрель», 2008.
8. Усачев, А.А., Котлярова, Л.Н. Правовые основы психологического отбора претендентов при поступлении на службу в органы прокуратуры // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. Ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев.  – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – С.1358-1365.

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Насколько мне известно, не все сотрудники правоохранительных органов страдают от профессиональной деформации. Есть ли определенные факторы, обеспечивающие их устойчивость?
И еще вопрос. Влияет ли профессиональная деформация на уровень правосознания (т.е. может тот, кто опирается на нормы закона склониться под действием деформации к превышению своих полномочий)? Либо к нарушению уголовно-процессуальных норм прибегают те, кто изначально находится по доконвенциональном или постконвенциональном уровне (если брать модель морального развития по Колбергу)?

Сибилев И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
В работах Романова В.В. и других исследователей эмпирическом путем показано, что проф. деформация развивается у небольшого числа сотрудников. Для сохранения устойчивости необходим комплекс мер (правовых, административных - стимулирование трудовой деятельности; организационных -  благоприятную оргкультуру формировать и др.; психологических - вести мониторинг личностных компетенций, внедрять программы совершенствования позитивного личностного потенциала и творческих способностей и пр.; воспитательных).
Правосознание, как отмечал еще еще Ильин, а также современные авторы (Cитковская ОД и др) - это не только знание права, но и правовая культура и правомерное поведение.
Данных и взаимосвязи уровня развития морального развития по Колбергу, полученных на больших выборках,  в доступной для изучения литературе, не видел. На небольших выборках - есть результаты.
Я думаю, что более активное психологические сопровождение ( на уровне организационного поведения) деятельности сотрудников правоохранительных органов - позволить снизить численность проф. деформаций.