Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ...  (Прочитано 1218 раз)

Богданович В.Я.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Богданович В.Я.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Коноплева И.Н.

На данный момент времени профессиональный отбор в Министерство внутренних дел претерпевает изменения. От кандидата на службу требуется не только наивысшая категория здоровья, но ещё и определенные личные и деловые качества, которые зачастую имеются только у тех, кто заканчивал Московский Университет МВД им. В.Я. Кикотя.
Из-за не соответствия необходимым параметрам человек может встретиться с множеством трудностей на своём профессиональном пути, которые, возможно, приведут его к решению об увольнении. Некомплект в территориальных отделах МВД имеет глобальные масштабы. Самой распространенной причиной для увольнения является низкая заработная плата, следом за ней идёт причина под названием «рыба гниёт с головы»: некомпетентный руководящий состав. На наш взгляд, ещё одной причиной такого массового оттока кадров из МВД является несформированный образ профессионала, который полезен тем, что в него входят как плюсы работы в МВД, относящиеся к мотивационной части профессиональной деятельности, так и минусы, издержки профессии, о которых нужно знать прежде, чем устраиваться на службу в органы.
В наше время тема профессионального самоотношения личности разработана на достаточном уровне. Исследованиями в данной области занимались философы, педагоги и психологи. Если на этапе получения высшего образования, т.е. будущей профессии, актуально исследовать самоопределение,  причины, содержание принимаемого решения в сторону той или иной специальности,тоструктурные элементы профессионального самоотношения личности можно раскрыть непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить структуру и содержание профессионального самоотношения сотрудников полиции.
Объект: профессиональное самоотношение сотрудников полиции.
Предмет: структура и содержание профессионального самоотношения сотрудников полиции.
Выборка:
В исследовании приняли участие 71 человек  (из них: 31 женщина и 40 мужчин). Возраст испытуемых от 20 до 49 лет, средний возраст по общей выборке  34 года.
Все испытуемые входят в личный состав территориальных отделов МВД России по г. Москве и УВД ГУ МВД России по г. Москве.
Методы и методики:
Для исследования профессионального самоотношения личности сотрудников полиции использовался такой метод, как наблюдение.
Для исследования профессионального самоотношения личности сотрудников полиции использовался такие методики, как:
1)   Тест Куна-Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой).
2)   Семантический дифференциал Ч. Осгуда.
3)   Опросник профессионального самоотношения (Колышко А.М., Карпинский К.В.).
4)   Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
5)   Тест на самоуважение М. Розенберга.
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе сформированным(по стажу службы) группам испытуемых было дано задание описать свои личностные качества из позиции сотрудника полиции и профессионально-важные качества.
На втором этапе с помощью полученного перечня профессионально-важных качеств был сформирована матрица семантического дифференциала для самооценки себя как сотрудника полиции, оценки «идеального» и «худшего» сотрудника полиции во всех трёх группах. По результатам методики А.М. Колышко и К.В. Карпинского «Опросник профессионального самоотношения» мы определили уровень позитивности профессионального самоотношения, а также выраженность внутренней конфликтности профессионального самоотношения и самоуважения в профессии.
На третьем этапе по методике В.В. Столина и С.Р. Пантилеева «Опросник самоотношения» и методике М. Розенберга «Тест на самоуважение» мы изучили глобальную самооценку личности и уровень самоуважения испытуемых.
В процессе исследования мы использовали метод включенного наблюдения, а в процессе обработки данных прибегли к факторному анализу, в частности, в момент интерпретации семантического дифференциала.
Выводы:
1.   Структура профессионального самоотношения личности сотрудника полиции включает в себя такие компоненты, как профессионально-важные качества (Шадриков В.Д., 1996), образ себя как профессионала, отношение к себе как к профессионалу (Столяренко А.М., 2003).
2.   Сотрудники со стажем от 5 до 15 лет службы испытываютнеоднозначное отношение к себе и своей профессиональной деятельности (Свободный Ф.К., 2003).
3.   Существуют особенности в формировании профессионального самоотношения личности сотрудников полиции в зависимости от половой принадлежности: у мужчин становление происходят более конгруэнтно, чем у женщин.
4.   Сотрудники со стажем службы от 0 до 5 лет не идентифицируют себя с сотрудниками полиции. Это выражается в том, что их глобальное самоотношение оценивается выше, чем профессиональное.
5.   У сотрудников со стажем от 15 до 25 лет происходит значительная деформация личности. По их мнению, образ «идеального» сотрудника полиции уже достигнут и разницы между «жизнью» и «службой» нет.

Литература
1.   Свободный Ф.К. Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – №2 (20). – С. 42, 43. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12042183 (дата обращения: 27.02.2019).
2.   Столяренко А.М. Энциклопедия юридической психологии [Электронный ресурс] // Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА. – 2003. – 607 с. –  URL: https://lib.sale/yuridicheskaya-psihologiya_1332/professionalnoe-samosoznanie-sotrudnika-76144.html (дата обращения: 28.11.2018).
3.   Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека Психология деятельности и способности человека [Электронный ресурс] // Учебное пособие, 2-е изд,,перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос". – 1996. – 320 с. – URL: www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги в формате (pdf)/Шадриков В. Д. Деятельность и способности.PDF (Дата обращения: 12.02.2019).