Автор Тема: ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ...  (Прочитано 218 раз)

Вуколова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Вуколова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Делибалт В.В.

Одной из важнейших проблем современного общества является суицидальное поведение несовершеннолетних. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно более 800000 человек лишают себя жизни, самоубийства являются второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15-29 лет. (Гришина, Е.В., 2018) Стремительные изменения современной социальной среды заставляют несовершеннолетних искать такие формы поведения, которые позволят им быстрее адаптироваться к новым трудным ситуациям, используя жизненный опыт, свои когнитивные способности, творческий потенциал и инициативность. Важнейшими формами адаптивных процессов несовершеннолетних на трудную жизненную ситуацию, являются такие феномены, как: копинг-поведение и жизнестойкость.
Таким образом, целью нашего исследования стало выявление и описание особенностей жизнестойкости и копинг-стратегий у несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.
Для оценки полученных результатов были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Подросткам со склонностью к суицидальному поведению характерны такие копинг-стратегии, как бегство-избегание, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, дистанцирование, самоконтроль и низкий уровень жизнестойкости.
2. Подросткам с нормативным поведением свойственны высокий уровень жизнестойкости и применение адаптивных копинг-стратегий, позволяющих эффективно переживать трудные жизненные ситуации и справляться с различными стрессогенными факторами.
В данной работе исследование проводилось на учащихся ГБОУ города Москвы «Школа №1363». Выборку составили 21 ученика в возрасте от 11 до 12 лет из них 5 человек составили экспериментальную группу, 16 человек - контрольную. Разделение выборки происходило согласно результатам респондентов по опроснику суицидального риска.
В рамках исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ;
2. Эмпирические методы (тестирование);
3. Методы математической статистики для анализа эмпирических данных (описательная статистика, критерий Манна-Уитни).
Также были использованы следующие методики:
1. Копинг-тест Лазаруса;
2. Тест жизнестойкости (адаптация Леонтьева Д.А.);
3. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваемой).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Подростки со склонностью к суицидальному риску показали высокие результаты по шкалам аффективность и социальный пессимизм, что превышает результаты нормативной выборки. Возможно это связано с тем, что в 11-12 лет ребенок переходит на следующую стадию развития и поэтому эмоции доминируют над контролем.
2. Подростки, склонные к суицидальным проявления, и подростки, не склонные к суицидальным проявлениям, имеют высокий уровень жизнестойкости.
3. У подростков со склонностью к суицидальным риском преобладают такие копинг-стратегии, как: дистанцирование, самоконтроль, бегство-избегание и планирование решение проблемы.
В ходе проведенного исследования исходная гипотеза частично подтвердилась: подросткам с нормативным поведением свойственны высокий уровень жизнестойкости и применение адаптивных копинг-стратегий, позволяющих эффективно переживать трудные жизненные ситуации и справляться с различными стрессогенными факторами. Однако подросткам со склонностью к суицидальному поведению по нашему исследованию имеют высокий уровень жизнестойкости и неадаптивные копинг-стратегии.

Литература
1. Гришина, Е.В. Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков : авторе. дис. канд. психол. наук / Е.В. Гришина. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет, 2018. - 28 с.
2. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2000. - 507 с.
3. Соболева, Е.В., Шумакова, О.А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – Т. 2, № 5.
4. Сыроквашина, К.В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Т. 25, № 3. - С. 60—75.