Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ...  (Прочитано 1254 раз)

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Гладова С.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Бородина Л.Г.

Ранее высказывалось предположение о том, что умственная отсталость служит “буфером” против суицидального поведения (KaminerY., 1987). Однако, современные исследованияопровергли эту гипотезу, показав, что у лиц с умственной отсталостью выявляются суицидальные попытки и завершенные самоубийства (LudiE., 2012). При этом, в связи с трудностями идентификации эмоциональных и психических проблем у данной группы лиц,сигнал к совершению суицида часто не обнаруживается, что повышает риск летального исхода в результате добровольно нанесенных себе повреждений. Это порождает необходимость изучения особенностей суицидального поведения у лиц с умственной отсталостью для возможности разработки и применения на практике скрининг и профилактических программ для сокращения суицидов среди данной категории лиц.Именно поэтому целью данногоисследования стало выявление особенностей суицидального поведения у осужденных с умственной отсталостью.
Было проанализировано64 выписных эпикризов лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости, госпитализированных в психиатрический стационар из мест лишения свободы (далее – МЛС).Экспериментальную группу составили26 человек с умственной отсталостью, демонстрирующие суицидальное поведение в МЛС;также были сформированы двеконтрольных группы:35 осужденных с умственной отсталостью, не предъявляющих подобного поведения в МЛС, и  84 осужденных с органическим расстройством личности, проявляющих и не проявляющих суицидальное поведение в МЛС. После этого были изучены социально-демографические, индивидуально-личностные и иные особенности каждой изгрупп и, посредством применения критерия независимости Хи-квадрат, были проанализированы связи между данными особенностями и наличием/отсутствием суицидального поведения у лиц с УО и органическим расстройством личности в МЛС.
Лица с УО, госпитализированные в психиатрические стационары из МЛС, чаще всего были мужчинами в возрасте около сорока лет. В большинстве случаев, наследственность была отягощена. До попадания в стационар и МЛС обычно проживали в городе, воспитывались в семье. Образование чаще всего являлось начальным, социальный статус низким, в большинстве случаев были одиноки. Нередко проявляли агрессию в детском возрасте и аутоагрессию в течение жизни. В одинаковой степени совершали как корыстные, так и насильственные преступления. За совершенное деяние получали срок от месяца до 22 лет. Почти в равной степени отбывали его в учреждениях как строгого, так и общего режима. У большинства лиц с УО выявлялись нарушения адаптации к МЛС: половина из них неоднократно нарушала режим, треть вступала в конфликты с сотрудниками и другими осужденными. Ко многим из них применялись меры взыскания. В большинстве случаев лица с УО в МСЛ не  работали на производстве и не учились. Обычно, основной причиной госпитализации становилась просьба, чуть реже конфликты с аутоагрессией или гетероагрессией.
Оказалось, что наиболее предрасположенной к суицидальному поведению является возрастная группа лиц с УО от 36 до 45 лет. Суицидальное поведение не обнаруживалось у лиц в возрастном диапазоне от 46 до 63 лет.Эти данные нашли свое частичное подтверждение в работах М.Г. Дебольского и И.А.Матвеевой (Дебольский М.Г.,Матвеева И.А., 2013). Так, по данным их исследований, суициды в возрастном диапазоне от 30 до 40 лет являются наиболее распространенными (41%).  Можно сделать предположение, что данная возрастная группа наиболее подвержена риску возникновения суицидального поведения, т.к. именно в это время протекает кризис половины жизни, связанный с переоценкой ценностей, нередко сопровождающийся депрессивными переживаниями,  в которых особое место занимает тревога в отношении своего будущего (Манукян В.Р., 2008).
Было обнаружено, что во всех случаях (100%) конфликт с аутоагрессией, послуживший основной причиной госпитализации, был связан с фактом предъявления суицидального поведенияв МЛС ранее. При этом, среди тех, чьей причиной госпитализации являлся конфликт с гетероагрессией, факт предъявления суицидального поведения ранее выявлялся редко. Среди тех, кто настойчиво просил о госпитализации у психиатра, работающего в системе исполнения наказания, еще реже. Эти данные можно соотнести с результатами исследований L. Marzano. Так, в результате опроса заключенных, совершивших суицидальную попытку в МЛС, было выяснено, что большая часть попыток могла быть предотвращена при возможности у осужденных поговорить с кем-то в контексте неформальной поддержки или в рамках консультационного вмешательства (MarzanoL., 2016). Также, возможность разговора с кем-то о своих проблемах  была главным защитным фактором, который выдели, опрошенные женщины-заключенные (Borrill J., 2005).Это дает возможность предположить, что вербализация имеющихся проблем может служить защитным фактором от суицидального поведения среди лиц с УО в МЛС.
Лица, не проявляющие аутоагрессию в течение жизни, крайне редко проявляли суицидальное поведение в МЛС. И, наоборот, лица, проявляющие аутоагрессию в течение жизни, часто проявляли суицидальное поведение в МЛС.Так, E. Blaauw пишет о том, что те, кто совершает суицидальные попытки в тюрьме, с большей вероятностью, чем другие заключенные, ранее имели опыт самоповреждений и попыток самоубийства (Blaauw E., 2001). Поэтому, по мнению А.П. Коцюбинского: «сам факт суицидальной попытки в анамнезе, должен рассматриваться как важнейший фактор риска суицида в дальнейшем» (Коцюбинский А.П., 2018). Особенно актуальным это утверждение становится применительно к лицам с УО, так как нередко пресуцидальные проявление у них размыты, и, в связи с этим, сигналы к совершению самоубийства остаются не выявленными.
Лица с УО почти в 2 раза чаще проявляли суицидальное поведение, чем лица с органическим расстройством личности. У лиц с органическим расстройством личности, проявляющих суицидальное поведение в МЛС, почти в равной степени могло, как выявляться аутоагрессивное поведение в течение жизни, так и не выявляться. Тем не менее, лица с органическим расстройством, проявляющие аутоагрессию в течение жизни, приходили к суицидальному поведению значительно чаще, чем те, кто ее не проявлял. В это время, лица с УО, демонстрирующие суицидальное поведение в МЛС, почти всегда имели пометки об аутоагрессии в прошлом, и, лишь в редких случаях, подобного не обнаруживалось. Так, наличие аутоагрессии в течение жизни являлось фактором риска и говорило о потенциальной предрасположенности к суициду в дальнейшем, как в случае органического расстройства личности, так и в случае умственной отсталости.

Литература
1. Дебольский М.Г., Матвеева И.А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. – 2013. – №3. – С. 22-32.
2. Коцюбинский А.П. Суицидальное поведение психически больных: биопсихосоциальный подход // Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – №2. – С. 5-11.
3. Манукян В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни // Вестник СПбГУ. – 2008. – №4. – С.94-101.
4. Borrill J. Learning from near misses: Interviews with women who survived an incident of severe self-harm // Howard League Journal. – 2005. – №44(1). – Р.57–69.
5. Blaauw E. Identifying suicide risk in penal institutions in the Netherlands // The British Journal of Forensic Practise. – 2001. – №4. – Р.22–28.
6. KaminerY. Suicidal behavior in mentally retarded adolescents: an overlooked problem // Child Psychiatry Hum Dev. – 1987. – №18. – Р.90–94.
7. Ludi E. Suicide risk in youth with intellectual disabilities: the challenges of screening // Journal of developmental and behavioral pediatrics. – 2012. – №5. – Р.431-440.
8. Marzano L.Prevention of Suicidal Behavior in Prisons: An Overview of Initiatives Based on a Systematic Review of Research on Near-Lethal Suicide Attempts // Crisis. – 2016. – №5. – P. 323-334.

Рется С.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
В чем принципиальное отличие суицидального поведения лиц с УО в местах лишения свободы от аналогичного поведения лиц с нормативным интеллектуальным развитием?

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Суицидальное поведение у лиц с умственной отсталостью нередко может проявляться нетипичным образом (по сравнению с нормой они гораздо чаще прибегают к глотанию и введению в тело инородных предметов, могут кусать провод и т.п.). Помимо этого, в связи с трудностями идентификации эмоциональных и психических проблем у данной группы лиц в сравнении с лицами с нормативным интеллектуальным развитием, сигналы к совершению суицида часто не обнаруживается. Также, в связи с особенностями интеллектуального развития, лица с УО чаще, чем лица с нормативным интеллектуальным развитием занимают низкий статус в тюремной среде, из-за чего чаще подвергаются различного рода неблагоприятному воздействию и, соответственно, в большей степени подвержены риску возникновения суицидального поведения. И, если среди лиц с УО почти всегда суицидальное поведение выявляется только у тех, кто ранее уже его проявлял, то у лиц с нормативным интеллектуальным развитием суицидальное поведение ранее выявляется лишь в половине случаев (т.е. у лиц с нормативным интеллектуальным развитием, кто демонстрирует суицидальное поведение в МЛС может в равной степени как выявляться, так и не обнаруживаться суицидальное поведение ранее).

Шипицын Д.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
очень интересная тема, спасибо.