Автор Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОНТЕНТА СЕТЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ АНИМЕ  (Прочитано 1150 раз)

Гуреева С.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОНТЕНТА СЕТЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ АНИМЕ

Гуреева С.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Делибалт В.В.

Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом растет количество пользователей социальных сетей, которые могут вступать в сетевые субкультуры, например, аниме-сообщества. (Быкова К.В., 2013) Изучение специфики и психологических особенностей сетевой субкультуры аниме имеет важное значение для психологии, ведь представители данной сетевой субкультуры несут ценностные ориентации данного сообщества, продолжают взаимодействовать с общей культурой и оказывают влияние на социальное окружение.
Нами было выдвинуто рабочее предположение о том,  что у разбираемой в нашей работе сетевой субкультуре аниме медиаконтент транслирует определенный призыв к специфическим действиям. Иными словами можно выделить специфические особенности медиаконтента сетевой субкультуры аниме, которые представлены в виде индикаторов склонности к девиантному поведению, при этом среди индикаторов будет преобладать деструктивный контент.
Был проведен контент-анализ, общую выборку составило 150 постов, взятых из двух пабликов, которые объединены общей аниме-направленной тематикой в социальной сети «Вконтакте» и канал в мессенджере «Telegram». Была разработана и применена специальная процедура анализа, позволяющая формализовать содержание контента. Качественной единицей контент-анализа выступили категории контент-анализа, составляющие схему исследования, индикаторами являлись тематика и цвет фотографии, смысловое содержание подписи и смысловое содержание музыкального сопровождения, которые являлись качественными признаками в рассматриваемых категориях. Количественной единицей анализа принимается пост в рассматриваемой группе, которая принадлежит к сетевой субкультуре аниме.
Психологический анализ медиаконтента сетевой субкультуры заключается в выделении параметров:
● Определение тематики и цвета фотографии (например, присутствие подписи на фото; использование картинки, отображающей принадлежность к разбираемой сетевой субкультуре; на фотографии преобладают темные тона; на фотографии изображены действия криминального характера; на фотографии изображена кровь и др.).
●   Определение смысловой нагрузки текстовой подписи (при его присутствии) (например, подпись содержит призыв к суициду; подпись содержит призыв к насильственным действиям или содержит описание насильственных действий; подпись содержит одобрение аутодеструктивного поведения и др.).
●   Определение смысловой нагрузки музыкального сопровождения (при его присутствии) (например, музыкальное сопровождение содержит призыв к суициду; музыкальное сопровождение содержит призыв к насильственным действиям или содержит описание насильственных действий и др.).
Медиаконтент сетевой субкультуры аниме состоит из визуального контента. (Воронова А.В., 2012) Изображенные персонажи могут являться примером для подражания для представителей разбираемой сетевой субкультуре. Данные, полученные из постов групп в социальных сетях, были подвержены психологическому анализу, при котором были определены отдельные темы и частота встречаемости:
Изображения. К ключевым деталям изображения, которые относятся к категории «открытые телесные самоповреждения», мы обозначили: шрамы, явно демонстрирующие следы самоповреждения, процесс нанесения себе ран.  К ключевым деталям изображения, которые относятся к категории «оружие», мы обозначили: изображение пистолетов, ружей, ножей, и вещей, способных нанести вред человеку.  К ключевым деталям изображения, которые относятся к категории «сцена курения/алкоголя/наркотики», мы обозначили: бутылки из-под алкоголя, распитие алкоголя, зажжённая сигарета, пачка сигарет на столе, шприцы и изображение жгута.  К ключевым деталям изображения, которые относятся к категории «криминальные действия», мы обозначили: бомба.  К ключевым деталям изображения, которые относятся к категории «другое содержание», мы обозначили: неразделенная любовь, дружба, романтические отношения, преданность, мотивационные призывы, гяру, одиночество.
Смысловая нагрузка текста. К определению смысловой нагрузки текстовой подписи, в категории «призыв к суициду» мы обозначили фразы: «теперь можно в петлю», «почему бы тебе не спрыгнуть с обрыва?». К определению смысловой нагрузки текстовой подписи, в категории «призыв к насильственным действиям или описание насильственных действий» мы отнесли: «clicktodie» и подобные. К категории «популяризация употребления курения, алкоголя или наркотических средств» мы отнесли такие словосочетания как: «пьяное утро», «дымлю красиво» и подобное. К категории «призыв к рискованному действию» мы отнесли: «ну что, погнали?!». К категории другого содержания мы отнесли подписи к фотографии, которые несут в себе название аниме, описывают неразделенную любовь, дружбу, романтические отношения, преданность друг к другу, проверка актива.
Музыкальное сопровождение. К ключевым словам музыкального сопровождения, в категории «призыв к суициду» мы обозначили ключевые слова: «мы умираем», «встретил свою смерть», «харакири в живот», «петля ждет», «отдай свою жизнь суициду» и подобные. К ключевым словам музыкального сопровождения, в категории «призыв к насильственным действиям» мы обозначили ключевые словосочетания: «хочешь бить – бей», «принеси ему боль» и подобные. К ключевым словам музыкального сопровождения, в категории «одобрение аутодеструктивного действия» мы обозначили ключевые словосочетания: «вырезай кожу» и т.д. К ключевым словам музыкального сопровождения, в категории «передача позитивного образа употребления курения, алкоголя или наркотических средств» мы обозначили ключевые словосочетания: «кури никотин, РСР, таблетки возьми на кухне», «они под спидами, а ты стоишь как вкопанный» и подобные. К ключевым словам музыкального сопровождения, в категории «другое содержание» мы обозначили: содержание в музыке японских мотивов, слова о неразделенной любви, о романтических отношениях между мужчиной и женщиной и преданности любимому делу.
В ходе анализа, наше рабочее предположение подтвердилось частично. По результатам анализа выделенных нами типов, в медиаконтенте разбираемой нами сетевой субкультуры аниме можно сказать, что основной контент содержит принадлежность к аниме культуре, повествует о преданности любимому делу, идеализированными романтическими образами, образцами преданной дружбы. Однако, имеют место некоторые тенденции в использовании контента суицидальной направленности, контент, направленный на призыв к делинквентному поведению, призыв к аддиктивному поведению и имеющий сексуальный подтекст, что для некоторых пользователей может выступить триггером, обуславливающим соответствующее поведение. Таким образом, можно выделить специфику психологических особенностей медиаконтента сетевой субкультуры аниме, однако индикаторы склонности к девиантному поведению незначительны и не являются основополагающим медиаконтента разбираемой нами сетевой субкультуре. Данные результаты могут лечь в основу последующих исследовательских гипотез.

Литература
1. Быкова, К.В. Демонстрация субкультурной идентичности на примере молодежной субкультуры аниме // XVIII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – Волгоград, 2013. – с. 59-67
2. Воронова, А.В. Основные теоретические подходы к исследованию феномена молодежных субкультур // Соврем. исслед. социал. пробл. – 2012., Вып. 6., с.7