Автор Тема: РИСКИ ВКЛЮЧЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО  (Прочитано 240 раз)

Левин Л.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
РИСКИ ВКЛЮЧЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Левин Л.М.
Московский государственный областной университет (г. Москва)
Научный руководитель – Нестерова А.А.

В последнее время наблюдается заметное развитие интернета и цифровых технологий, которые стремительно и прочно вошли в жизнь каждого человека. Особое свое распространение приобретают социальные сети.
С того момента, как появились социальные сети, они сразу же вошли в повседневную жизнь большинства людей и охватывают все большую аудиторию. Так, по данным агентства PRT на январь 2014, 76% пользователей Интернета в России, а по сведениям Lenhart A.,  примерно 73% жителей Соединенных Штатов являются активными пользователями социальных сетей [4]. По материалам Pew Research Center’s Internet and American Life Project, 73% школьников в возрасте от 12 до 17 лет, 87% студентов от 18 до 29 лет и 68% взрослых от 30 до 49 лет являются активными пользователями социальных сетей [4].  По статистике агентства PRT на январь 2014 г. в России это 86% индивидов в возрасте от 18 до 24 лет, 80% в возрасте от 25 до 30 лет и 67% — в возрасте от 31 до 40 лет.При этом во всех странах больше всего профилей в социальных сетях присутствует среди различных групп учащихся (школьники и студенты), эта цифра варьируется от 80% до 90% в зависимости от страны[4].   Вместе с возрастанием распространенности феномена социальных сетей и виртуального пространства увеличивается и научный интерес к нему. Данное явление изучалось в различных работах зарубежных (Davis R. A., 2011; Goldberg I. Ivan, 1997; Cohen E., 2009; Junco R., 2012; Lampe C., Ellison N., Steinfield C., 2006; Li L., 2010; Nosko A., Wood E., Molema S., 2010;   Rainie L., Lenhart A., Smith A., 2012; Revoir P., 2008; Scherer K., 1997;    WebleyK., 2011; Williams S., Clausen M., Robertson A., 2012; Young K., 2009) и отечественных ученых (Агадуллина Е.Р., 2015;  Андреева О.С., Андреев Е.С., 2009; Арестова О. Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., 1996;   Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В., 2000; Васильева И.Л., 2009;Войскунский А. Е., 2009; Годик Ю. О., 2011;    Дмитриев К.Г., 2013;  Изотова Е.И., 2013;    Казнова Н.Н., 2009;  Королева Н.Н., 2004; Максимова О.Б., 2011; Малыгин В.Л., 2011;  Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю., 2013; Петрова Е.И., 2012; Сирота Е.Ю., 2010; Чучкова Г.С., 2007, 2009).
Вместе с изучением различных психологических характеристик участников виртуального пространства исследователи все больше говорят о рисках включенности в социальные сети и последствиях для человека.
Постепенно приобретают свою значимость такие термины как «проблемное использование интернета» («problematic Internet use») и «здоровое использование интернета» («healthy internet use»). Davis R.(2001)  в своей работе определяет термин «здоровое использование интернета» как целенаправленное использование интернета для достижения конкретной цели в оптимальные сроки без возникновения поведенческих и иных нарушений [3].  При этом использование в исследованиях термина «здоровое использование интернета» можно встретить нечасто.
Большинство исследований, проводимых в этой области, описывают феномен интернет-зависимости с позиций рисков. Данная направленность нашла свое отражение в таких терминах, как «интернет-аддикция» (Goldberg, 1997), «интернет-зависимость» (Scherer, 1997), «патологическое использование интернета» (Davis, 2001) и «проблемное использование интернета» (Davis et al., 2002) [3]. При этом изучение рисков данного феномена в рамках российских исследований в основном проводится в терминах «интернет-зависимости», при этом особенно востребованным является подход к определению «интернет-зависимости» К. Янг, основанный на клинических проявлениях других нехимических аддикций, в частности влечению к азартным играм [3].
Изучением отрицательных последствий включенности в интернет-пространство и социальные сети занимались также такие ученые, как Андреева О.С., Андреев Е.С.,  Арестова О.Н.,  Бабаева Ю.Д.,   Васильева И.Л.,Войскунский А.Е., Годик Ю.О., Изотова Е.И., Казнова Н.Н., Максимова О.Б., Петрова Е.И. и др. К  рискам чрезмерной включенности в цифровое сообщество данными авторами относятся следующие:
1) реальная личность заменяется виртуальной, поиск признания и поддержки в интернет-среде;
2) информационное истощение;
3) излишек интернет-знакомых и интернет-друзей;
4) открытость «вредных» материалов;
5) трудности в распознавании чувств и эмоций других людей, неэффективность стратегий поведения, сформированных в виртуальной среде, в ситуациях реального взаимодействия;
6) глубокие близкие взаимоотношения подменяются поверхностными контактами в социальных сетях [2].
Young K. (1998) среди рисков вовлеченности в киберпространство детей и подростков выделял следующие:
1) контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио- ивидеофайлы, ссылки на внешние ресурсы), содержащие насилие, агрессию,нецензурную лексику, информацию, разжигающуюрасовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр,наркотических веществ и другие неприемлемые материалы;
2) коммуникационные риски связаны с межличностными отношениямиинтернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям инападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконныеконтакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.;
3)   электронные риски (или кибер- риски) — это вероятность столкнуться схищением личной информации, угроза подвергнуться вирусной атаке,онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.;
4) потребительские риски – злоупотребление в интернете правамипотребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества,различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеряфинансов без приобретения товара или услуги, хищение персонифицированных данных с целью кибер-мошенничества, и др.;
5) интернет-зависимость–навязчивое желание войти в интернет иневозможность выйти из интернета, патологическая и непреодолимая тяга кинтернету, которая нарушает бытовую, учебную,социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферыжизни человека [5].
Таким образом, в настоящей работе были проанализированы основные риски, вероятность возникновения которых достаточно высока из-за чрезмерной вовлеченности в виртуальное пространство. В дальнейшем авторам настоящей работы предстоит проведение эмпирического исследования, посвященного влиянию интернет-зависимости и моделей поведения в социальных сетях на такие психологические характеристики, как субъективный уровень одиночества и особенности межличностного взаимодействия у молодежи.

Литература
1. Агадуллина Е.Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.–2015. –Т. 4. –№ 3. –С. 36-46. doi: 10.17759/jmfp.2015040305
2. МарарицаЛ.В., АнтоноваН.А, ЕрицянК.Ю.Общениевинтернете: потенциальнаяугрозаилиресурсдляличности //Петербургскийпсихологическийжурнал.– 2013. –№5. – С. 1-15
3. Davis R. A., Flett G. L., Besser A. Validation of a new scale for measuring problematic internet use: implications for pre-employment screening // CyberPsychology and Behavior. –2002.– V. 15. –pp. 331-347.
4. The Nielsen Company. Global Audience Spends Two Hours More a Month on Social Networks than Last Year; The Nielsen Company: New York, NY, USA, 2010. Available online: http://blog.nielsen.com/nielsenwire/global/global-audience-spends-two-hours-more-a-month-onsocial-networks-than-last-year/ (Датаобращения: 16.04.2019)
5. Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet-addiction – and a winning strategy for recovery / by Kimberly S. Young, - Canada, 1998. – 248 p.

Мартынова А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Очень интересная тема. Хотелось бы узнать, какие, на Ваш взгляд, профилактические меры можно было бы реализовать, чтобы снизить эти риски?