Автор Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ...  (Прочитано 96 раз)

Бульц М.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Бульц М.В.
Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы (г.Уфа)
Научный руководитель - Курунов В.В.

Девиантное поведение подростков является актуальной проблемой современного российскогообщества, требующей немедленного разрешения. По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ по состоянию на март 2019 года число только зарегистрированных преступлений среди несовершеннолетних составило 8497.Основную роль в предотвращении сложившейся ситуации, на наш взгляд, играет своевременная и качественная профилактическая работа, основанная на принципах включенности семьи и школы, а также активности самих подростков. Реализацию данных принципов мы видим в такой форме работы с подростками как профориентация. Но прежде, чем перейти к рассмотрению профилактики, более подробно изучим сущность девиантного поведения.
По мнению В.Д.Менделевича девиантное поведение – это «система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» (Менделевич В.Д., 2001). Существуют различные подходы к пониманию предпосылок возникновения девиантного поведения. Чаще всего авторы концепций акцентируют свое внимание на одном определенном аспекте, объясняющем появление девиации. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический (Змановская Е.В., 2004). Кроме того, существует педагогический подход, в русле которого понятие «отклоняющееся поведение» отождествляется с понятием «дезадаптация». И если в общепринятом понимании дезадаптация выражается в неуспеваемости и нарушении поведения, то при более тщательном рассмотрении она может быть причиной серьезных проблем в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере личности школьника.
Так, большинство детей с отклоняющимся поведением испытывают трудности социальной адаптации. Нарушения взаимодействия с социальной средой являются причиной появления отклонений в поведении детей, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом (Ларионова С.О., 2013). Образовательный и воспитательный процесс в таком случае должен, на наш взгляд, опираться на помощь учащимся в постановке целей и развитии мотивации, которую можно реализовать через оказание профориентационной поддержки.
Пряжников Н.С. считает, что профессиональное самоопределение есть поиск смысла как в трудовой деятельности, так и в существовании человека в целом. Согласно периодизации развития человека как субъекта труда Е.А.Климова, подростковый возраст соответствует стадии «оптации», т.е. подготовки к труду и последующей жизни (Пряжников Н.С., 2009).  Подростки, успешно прошедшие данную стадию могут ставить цели, замотивированы на профессиональный рост, следовательно, адаптивнее тех, кто по тем или иным причинам испытывает здесь трудности и ищет способы самореализации в асоциальных формах поведения. Именно на этой стадии родителям, педагогам и психологам стоит обратить внимание на профессиональное самоопределение учащихся, избавить ребенка от ситуации неизвестности и неуспеха, страха перед будущим в целом.
Профессиональная ориентация в настоящее время представлена достаточно широким выбором форм и методов работы, которые способны заинтересовать как детей, так и родителей.Помимо традиционных профориентационных тестов, реализуются и практические программы, такие как: тренинги по развитию умений и навыков, дни открытых дверей в средних и высших учебных заведениях, профессиональные пробы, экскурсии на предприятия и т.д. Такое разнообразие методов профориентации позволяет подросткам:
• Иметь конкретное понимание о специфике той или иной профессии;
• Получить практический опыт;
• Ставить конкретные профессиональные цели исходя из своих интересов и способностей;
• Найти единомышленников, и как следствие лучше социализироваться.
Подросток, испытывающий трудности, обусловленные возрастными особенностями, теперь может найти социально приемлемый способ проявления и реализации себя, взаимодействия с окружающими, не прибегая при этом к нарушению общественных и правовых норм. Таким образом, профориентация становится инструментом социальной адаптации личности, и как следствие способ предотвращения развития девиаций в обществе.

Литература
1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - 2 изд, исправл. - М.: Академия, 2004. - 288 с.;
2. Коповая, О.В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте: учебное пособие / О.В.Коповая, М.А.Ерофеева, А.С.Коповой. – М. : «Спутник+», 2004. – 57с.;
3. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94;
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие. – М.: МЕД-пресс, 2001. – 432 с.;
5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 341 с..