Автор Тема: ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ...  (Прочитано 224 раз)

Пермяков С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Пермяков С.А.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Штейнберг И.Е.

В настоящее время остро стоит вопрос об использовании психолого-педагогических методик в условиях образовательного комплекса, имеющих при этом высокую эффективность и доказательную базу, которые ориентированы на последние достижения науки в области детства, отвечающие современным требованиям законодательно-правового подхода и при этом гуманистическим принципам. Острота стоящей проблематики заключается в огромной нагрузке, как на педагогов, так и напедагогов-психологов, которые ни организационно, ни физически не могут охватить имеющийся объём. Многие функции по социализации и разрешению возникающих психологических трудностей ложится на учителя, зачастую у которого нет психолого-педагогических инструментов для решения возникающих проблем.
Когда говорят об оценке психолого-педагогических методик чаще всего речь идёт о диагностическом инструментарии, который достаточно хорошо разработан и достаточно широко описан. Изучая вопросы коррекционных методов, мы наталкиваемся в основном на описание дефектологических методов, специфических в основном для психологической работы. Однако в школе от психолога ждут других компетенций(Алёхина С.В., 2007). В школе учителю, да и администрации, нужен такой психолог, который умеет разрешать насущные вопросы, помогать учителю и детям выходить из создающихся проблем, идущие по наклонной к кризисной ситуации. Эти и поведенческие проблемы, личностные психологические, адаптация и интеграция в общество, семейные и множество всего, что порой не классифицируется, так как либо они индивидуальны, либо проблема настолько интегрирована в разные сферы жизни, что её сложно включить либо в одну, либо в другую классификацию. Можно привести сотню примеров, однако каждый из них будет иметь свою уникальную конфигурацию и десятки индивидуальных нюансов, свойственных только этой ситуации. Из вышесказанного следует, что работа в этой области не может сводиться к диагностическим методам, она должна иметь парадигму принимающей психологии, исходить из принципов гуманизма и иметь партнёрский характер(Бурменская Г.В., Карабанова О.А., 1990).Часто ни у педагогов, ни у психологов нет таких инструментов.
Исследуя данный вопрос, удалось найти всего несколько методов, которые отвечали бы данным параметрам и при этом могли бы быть использованы не только психологами как специфические, но и учителями при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении и поддержке психолога школы как консультанта, так как только такой вариант возможен в современных образовательных комплексах с их штатным расписанием и педагогической нагрузкой на рабочую единицу.
Рассмотрим подробней выявленные методы.
Вначале рассмотрим подходы, ставшие уже известными в нашей стране и основанные на восстановительных подходах.
Первый - это уже достаточно известный метод «Школьные службы примирения» (Коновалов А.Ю., 2012). Он достаточно узок и имеет социальную направленность при разрешении конфликтов и спорных ситуаций. Метод доказал свою эффективность, но при этом имеет узкий круг применения. Он развивает ответственность и цивилизованный способ разрешения споров и конфликтов. Метод «Школьные службы примирения» подходит в основном для работы в средней и старшей школе, не требует специальной психологической подготовки. Поэтому имеет все основания для рекомендации изучения всем педагогическим сообществом.
Метод «Круги сообщества» и «Школьная конференция» (Коновалов А.Ю., 2012)менее распространены, чем предыдущий метод, но при этом так же направлены на разрешение конфликтных ситуаций, однако при этом имеют более широкий охват участников. В своей рабочей структуре они включают социально-ценностные ориентиры и представление о позитивном будущем. Так же при этом рассматривается возможная модель поведения каждого участника при возникновении спорной ситуации, основанная на достигнутых договоренностях.
Следующий подход, который используется в России- это «Технологии социальных навыков Гришаевой». Имеет в своей структуре 10 подтехнологий и носит скорее концептуальный, чем методологический характер,психологизирует образовательную среду, развивает коммуникативные способности, способствует адаптации детей. Данная технология - это скорее набор психолго-педагогических инструментов, который при незначительной психологической подготовке способен использовать учитель, но при этом является важным шагом для гуманизации образования и общества.
Следующий метод, который был найден–Kinderdrama(H.-W. Gessmann, 2011). Это психологический метод проигрывания сложившейся ситуации или проблематики с позиции различных ролей. Так, с маленькими детьми могут использоваться вспомогательные сказочные герои, животные и другие фигурки. Метод эффективен при решении семейных ситуаций и личностных психологических проблем, при этом имеет значительный минус,так как требует значительной психологической подготовки и большого временного ресурса. Однако, это очень эффективный метод для работы психолога в разрешении возникающих трудностей и понимания психологических процессов группы.
Метод «Kidsskills»(ФурманБ., 2010).Хотя данному методу уже более 20 лет, он только получает своё распространение в нашей стране. Данный метод включает в себя и освоение социальных навыков, и разрешение психологических проблем посредством освоения навыка. Имеет чёткую оформленную структуру по принципу «шаг за шагом», что делает данную методику доступной для использования её педагогами, хотя в ней и заложена серьёзная психологическая составляющая.
В отличие от всех выше представленных методов, для него имеется электронная поддержка в виде мобильного приложения с удобным для пользователя интерфейсом. Изо всех известных существующих в настоящее время методов, считаю его наиболее удавшимся,так как он отвечает современным подходам и гуманистической парадигме.
Метод способен в игровом виде как вырабатывать полезные навыки, так и решать психологические сложности, возникающие в повседневной школьной жизни. Уникальность метода в том, что его можно использовать как индивидуально, так и в группе. Метод может использоваться как педагогами, так и психологами для решения более глубоких психологических проблем.
В заключении хотелось бы отметить, что психолго-педагогические службы в школе нуждаются в переориентировки на современные вызовы и условия работы.Необходимо дать больше возможностей сопровождения реальных процессов, возникающих в классе и школе. Конечно, диагностика и работа с когнитивными нарушениями важна, но тогда встаёт вопрос о разделение школьных психологов по направлениям. И конечно, встаёт вопрос о независимости психологов от школьной администрации и педагогического коллектива. Психолог должен быть партнёром и помощником, а не быть зависимой единицей и действовать по распоряжениям администрации. В данном контексте, психологи не должны вставать в один ряд с педагогами, исполняющим приказы, в том числе противоречащие интересам ребёнка.

Литература
1. Алёхина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся Вестник практической психологии образования. –2007. – №3.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование, проблемы психического развития детей. М., 1990. – С. 159
3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
4. Фурман Б. Навыки ребёнка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы.– «Альпина Диджитал», 2010.
5. H.-W. Gessmann:Kinderpsychodramatherapie. Dokumentationüber den Beginn der Therapieform //Verlag des PsychotherapeutischenInstitutsBergerhausen, Duisburg. – 2011.