СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К КРИМИНАЛЬНОЙ И ДЕВИАНТНОЙ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ
Ярошенко Е.И., Киселев К.А.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов)
Научный руководитель - Романова Н.М.
В настоящее время все более актуальным становится проблема приобщения к криминальной деятельности несовершеннолетних и их вовлечение в девиантные формы общения, осуществляемые посредством сети Интернет.В виду того, что действительноецензурирование сети Интернет не представляется возможным, появляется необходимость анализа социально-психологических особенностей противоправной деятельности медиапространствас целью создания эффективных средств психопрофилактики отклоняющегося поведения.
А.И. Долгова (ДолговаА.И., 2010) выделяет типичные социально-психологические характеристики несовершеннолетних, которые используются взрослыми преступниками с целью их приобщения к девиантному поведению: эмоциональная возбудимость, сниженный самоконтроль,нехватканавыков разрешения конфликтов, потребность в самоутверждении; инфантильность.
Наиболее опасными формами криминальной и девиантной деятельности в сети Интернет, направленными против личности несовершеннолетних, являются приобщение молодежи к распространению наркотиков,вовлечение в экстремистские сообщества и сексуальная эксплуатация.
Запоследние годысущественно вырос уровеньпреступлений, связанных с противоправным распространением наркотических веществ, в том числебесконтактным способом передачи– «закладок» (Смолякова А.С., 2016). Так, в 2018 г. было совершенно 200306 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ (Динамика преступлений, 2019).
Процесс приобщения к криминальной деятельности преступника – «закладчика» может выглядеть следующим образом: в сети Интернет(в том числе в «даркнете») размещается объявление о работе курьером. Вовлекаемому подростку можетгарантироваться мнимая безопасность, а также существенная материальная награда. Таким образом, осуществляется формированиенаправленности и установки молодого человекана допустимость совершения преступления. Усиливаетсяприобщение вовлекаемого кпреступному сообществу путем возбуждения азарта, желания улучшить свое финансовое состояние минимальными физическими и умственными затратами.В дальнейшемподростоквступает в онлайн коммуникацию с дилером, выполняющим в данном случае роль лидера. В ходеобщения сторон сообщаются инструкции по дальнейшим действиям. Затем индивид вносит депозитчерез анонимные способы оплаты, либо отсылает данные своего паспорта, что представляет еще большую опасность для вовлекаемого, так как в дальнейшем он может стать объектом шантажа или мести.После чего, его информируюто месте нахождения «мастер-клада» (упаковки с относительно большим количеством наркотических веществ), которыйнеобходимозабрать и расфасовать для дальнейшего распространения до конечного потребителя путем закладки (размещения наркотического средства в скрытых местах, «прикопах»)и передачиданной информациикриминальному лидеру. Наградой для закладчика выступаетпроцент от сделки, перечисляемый руководством преступного сообщества.
Другим социально-психологическим риском для несовершеннолетних, особенно девушек, является сексуальное эксплуатация и вовлеченных их в противоправные взаимоотношения и создание материалов порнографического содержания. По данным исследователей,в настоящее время происходит увеличения числаподобных преступлений, осуществляемых через сеть Интернет (Сашенков С.А., 2015).Согласно современным данным, типичный возраст жертвысексуальныхдомогательств, осуществляемых посредством сети Интернет,составляет 14-18 лет. Общее количество подростков, в отношении которых осуществлялись нежелательные сексуальные действия, в отдельных случаях, достигает порядка 70%. (Mitchell K.J., et al, 2014). Установлено, что лица, совершающие посягательства против половой неприкосновенности несовершеннолетних через сеть Интернет, также могут осуществить и настоящие насильственные действия сексуального характера (Wolak J. et al, 2008). Вовлечение в сексуальную эксплуатацию может выглядеть следующим образом: начиная с обычного знакомства, растлитель в дальнейшем просит несовершеннолетнегоотправить ему фотографии самого подростка в откровенном виде, применяя различные меры психологического воздействия (например, обещание материального вознаграждения, апелляция к тому, что тот уже взрослый, «все так делают» и т.п.), впоследствии начиная использовать угрозыи шантажировать оглаской (Ярошенко Е.И., Киселев К.А., 2017).
Еще одной значимой социально-психологической проблемой является вовлечение молодых людей в экстремистские сообщества и движения посредством сети Интернет.Социальные психологи и психолингвисты подчеркивают наличиепроблемы вербальной агрессии, а также проявления расовой и национальной нетерпимости,распространяемойпосредством сети Интернет. В связи с нестабильностью современного общества у подростка возрастает чувстволичной незащищенности и усиливается потребность в общности с референтной группой. Лидеры экстремистках сообществ могут использовать это явление для своих противоправных целей. Размещая в сети Интернет провокационные материалы, используя так называемый «язык ненависти» (hate speech), данные лица осуществляют впоследствии вербовку несовершеннолетнего в экстремистские сообщества.
Приобщение к экстремистскому образу поведения выглядит следующим образом. Индивид, идентифицируясебя с сообществом, которое он воспринимает как «особое»оцениваетдругих лицкак представителей чужой и враждебной группы.Используя так называемый «язык ненависти», он приписывает определенные негативные черты всей чуждой длянегосоциальной группе. Целью данных действий выступаетутверждениепревосходства своейгруппы над другими и приобщение к своим взглядам несовершеннолетних.
Таким образом, в основе механизма приобщения несовершеннолетних к девиантному и криминальному поведению посредством сети Интернет лежат, с одной стороны личностные качества, такие, как направленность и ценности личности, любопытство, склонность к риску, импульсивность,а с другой – непосредственная деятельностьпреступников, осуществляющих осознанное приобщение личности к противоправным действиям: использование наивности вовлекаемого лица, его установок, неосведомленности.
Литература
1. Динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Портал правой статистики генеральной прокуратуры РФ. URL:
http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 15.05.2019).
2. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. №3. С. 215-219.
3. Смолякова А.С. К вопросу о сущности способа совершения наркопреступлений с использованием сети Интернет // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. №5 (13). С. 110-116.
4. Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И. Долговой. — М.: Российскаякриминологическаяассоциация, 2010. — 530 с.
5. Киселев К.А., Ярошенко Е.И. Проблема преступности против половой неприкосновенности несовершеннолетних в сети Интернет (социально-психологический аспект). // Сборник тезисов участников Всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению». – М.: МГППУ, 2017. 115 с. С. 18-20.
6. Mitchell K.J., Ybarra M.L., Korchmaros J.D. Sexual harassment among adolescents of different sexual orientations and gender identities // Child Abuse & Neglect Journal. 2014. Vol 38. Iss. 2. P. 280-295.
7. Wolak J., Finkelhor D., Mitchell K.J., Ybarra M.L. [Электронныйресурс] Online “Predators” and Their Victims. Myths, Realities, and Implications for Prevention and Treatment. 2008. URL:
http://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-632111.pdf (датаобращения 30.04.2019).