Автор Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНТОГЕНЕЗА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ...  (Прочитано 996 раз)

Шипицын Д.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНТОГЕНЕЗА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПО СТАТЬЯМ 131-135 УК.РФ

Шипицын Д.Ю.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Дворянчиков Н.В.

Становление полового самосознания и половой Я-концепции является частным случаем формирования целостной «Я-концепции» личности, носит системный характер и специфичную этапность становления в онтогенезе. Выделяются следующие основные этапы: 1) формирование половой идентичности; 2) формирование полоролевого поведения; 3) становление сексуальных предпочтений и сексуальный ориентаций. Протекание этих этапов происходит на основе тех нормативных или аномальных «биологических контуров», которые сопровождают ребенка как при внутриутробном развитии, так и после, создавая предпосылки развития. Однако, как будут смещены векторы развития при этих неопределенных предпосылках, будут ли реализовано, либо ингибировано развитие аномальных звеньев становления психосексуальной сферы во многом зависит от социальной ситуации развития и собственной активности формирующейся личности.
Основной группой в нашем исследовании выступают лица мужского пола (20 чел.), осужденные по статьям 131-135 УК РФ, приговоренные к отбыванию наказания без лишения свободы. Объектом сексуальных посягательств у данной категории лиц становятся подростки. Цель исследования - изучить специфику полового самосознания основной группы. Контрольной группой выступают лица мужского пола без судимостей, с «нормативными» характеристиками полового самосознания.
Условно осужденные-этота категория граждан, представители которой, находясь на свободе, имеют доступ к потенциальным жертвам, и ихповедение, практически всегда скрыто от контроля надзорных органов.
Согласно исследованиям, половое самосознание у лиц с диагнозом «педофилия» имеет ряд особенностей: нарушение всех звеньев полового самосознания, половозрастное нивелирование образа себя и партнера, включая когнитивные и эмоциональные компоненты. У лиц, совершивших действия сексуального характера против несовершеннолетних без диагноза иная структура полового самосознания, где на первый план выходит нарушение звена полоролевого поведения, на фоне мотива самоутверждения, как ведущего, а также попытки повысить самооценку за счет доминирования в партнерских отношениях.
Согласно гипотезам исследования, ожидается, что значительная часть (до половины) испытуемых могут иметь нарушения когнитивных и эмоциональных звеньев полового самосознания на всех уровнях, что соответствует парафильной структуре.
В тех же случаях, когда таковой структуры не усматривается, ожидается, что испытуемые будут иметь ряд отличительных особенностей: дизгармонию на уровне полоролевых структур, наличие эмоциональной конгруентностис подростковым возрастом партнера.
Согласно задачам нашего исследования, необходимо оценить необходимость назначения комплексных видов судебных экспертиз для контингента основной группы исследования. В случае, если имеются нарушения всех звеньев полового самосознания с преобладанием нарушений когнитивного компонента – рассмотреть вопрос о необходимости рекомендаций для судебных органов по поводу экспертизы данных лиц, на предмет диагностики формирующейся парафилии.
Дисгармоничное или нарушенное половое самосознание, обнаруживает себя в психическом отражении индивида уже в оформленном и устойчивом состояниии, ставя личность перед фактом своего существования, способно причинять тяжелые внутренние страдания, становясь порой трагедией на всю жизнь, и смысловым конфликтом, вокруг которого «закручивается» множество компонентов всего самосознания. В ходе развития, постоянно решается «задача на смысл», исход которой может быть порой аутодеструктивным, либо гетеродеструктивным.
В связи с этим важно уделять внимание становлению полового самосознания уже с ранних лет. Сексуальное поведение в период детства можно рассматривать как квазисексуальное. Речь идет не только об инфантильной сексуальности, обозначенной еще З.Фрейдом. Естественная активность ребенка может восприниматься взрослыми как нежелательная, если взрослые атрибутируют ребенку эротические мотивы. При этом те, кто принимают участие в формировании личности ребенка могут недооценивать факт того, что именно в детстве закладываются основные программы психосексуального развития и половой Я-концепции. Реакции родителей (возмущение, страх, негодование, беспокойство) на половые рефлексы ребенка даже в младенческом возрасте неизбежно начинают закладывать основы его полового самосознания. В дальнейшем для становления идентичности ребенка и предпосылок становления полоролевого поведения, стереотипов огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре. Дети не плохо прогнозируют реакцию взрослых на невинные половые игры между собой и стремятся во время этих игр не попадать в их поле зрения. Роль игр еще не столь внятно сформулирована в целостной схеме формирующегося полового самосознания. В связи с этимС.Т.Агарков писал: «В контексте упомянутых базисных концепций значения игры в психогенезе личности остается только удивляться отсутствию современной структурированной теории роли игры в развитии сексуальности человека» (Агарков Т.С., 2013).
Такая концепция игры в контексте становления полового самосознания могла бы стать «сверхзадачей» для междисциплинарных исследований, особенно психолого-педагогических.
Она также могла бы дать возможность лучше понять, как в процессе воспитания не только формировать будущую сексуальность более нормативно, но и как лучше диагностировать, а далее и адаптировать, социализировать тех детей, которые имеют предпосылки к аномальному становлению психосексуальной сферы, особенно это касается детей при различных формах дизонтогенеза, отставания соматосексуального развития, аномальной социальной ситуации развития.
Предварительные выводы:
1. Для лиц с девиантным сексуальным поведением общим «сквозным» фактором выявляется нарушение хотя бы одного из компонентов в иерархии системы полового самосознания, сочетающийся при этом с нарушением когнитивного, либо эмоционального компонента того или иного звена. Чем более глубинные базовые уровни полового самосознания несут на себе печать дизонтогенеза, чем больше звеньев охвачены дисгармоничностью, тем в более индивидуализированных, но гуманных мерах нуждается данное лицо.
2. Значительная часть - до половины - испытуемых будут иметь характерные признаки нарушения когнитивных и эмоциональных звеньев в структуре полового самосознания.
3. У основной группы в исследовании имеются такие особенности полового самосознания, которые отличают их от лиц, совершивших половые преступления собственно с детьми, не вошедшими в пубертатный возраст. Мотивы выбора недостаточно зрелого партнера могут к тому же иметь ряд особенностей: более высокий интерес самого подростка к теме секса, что облегчает контакт с ним, экспериментирование подростка с аномальными формами половой активности, отсутствие осуждения действий зрелого партнера из-за неопытности подростка (а, следовательно, меньшая угроза самооценке). Кроме того, подростковый объект ближе к нормативному, нежели собственно педофильный, что может влиять на тактику коммуникации с ним, блокировать психологические механизмы тормозящие противоправнуюдеятельность, либо делать коммуникацию в ряде случаев более откровенной.

Литература
1. Агарков С.Т, Кащенко Е.А., Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности М.: Издательские решения, 2018. С.296.
2. Агарков С.Т., Сексуальность. От инстинктов к чувствам: психогенез сексуальности.М.: ООО ИПЦ «Маска», 2013. С. 756
3. Исаев Д.Н, Каган В.Е., Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Ленинград: «Медицина», 1988. С.160.
4. Радченко. Н.А., Клинико-социальная характеристика и судебно-психиатрическая оценка лиц, совершивших противоправные сексуальные действия в отношении несовершеннолетних. дисс.канд. мед. наук. Москва. 2002.
5. Ткаченко А.А, Введенский Г.Е, Дворянчиков Н.В., Судебная сексология. – М.: Медицина, 2001. С.559.