Автор Тема: СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОНТОГЕНЕЗЕ  (Прочитано 1155 раз)

Бизюкова Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Бизюкова Е.С.,
Российский Государственный педагогический университет
им А. И. Герцена
Научный руководитель – Алёхин А.Н.

Действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних являются одними из самых тяжких для психического и физического здоровья детей. Ситуацияосложняется еще и тем, что большая часть преступлений являются латентными,так как в основном насильственные действия сексуального характера происходят в семье, в сферах ближайшего окружения ребенка (Головач А.А.,2017).
В уголовном судопроизводстве по сексуальным преступлениям в отношении несовершеннолетних часто назначаются судебно-психологические экспертизы (СПЭ). Основной целью СПЭ являетсяопределение способности потерпевшего ребенка понимать характер и значение совершаемых с ним действий. Традиционно перед судебным психологом-экспертом ставятся следующие вопросы (Горьковая И.А.,2003) :
1. Мог ли потерпевший в силу своих индивидуально психологических особенностей и содержания исследуемой ситуации понимать характер и значение совершаемых с ним действий?
2. Мог ли потерпевший в силу своих индивидуально психологических особенностей и содержания исследуемой ситуации оказать сопротивление?
Если объективная оценка судебным экспертом-психологом способности ребенка к сопротивлению не вызывает особых сложностей, ввиду наличия разработанных методов оценки психофизиологического состояния потерпевшего, то выяснение способности понимать характер и значение действий сексуального характера, совершаемых с ребенком, создает для эксперта целый ряд сложностей, вызванных несовершенством методологической базы, в том числе – понятийного аппарата СПЭ.
В ряде работ способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий трактуется как совокупность психологических особенностей, обеспечивающая понимание сексуальной направленности действий преступника, возможных биологических и социальных последствий этих действий(Ситковская О.Д., Конышева П.П., Коченов М.М.,2000).
Под пониманием потерпевшим ребенком характера и значения совершаемых с ним действий, в свою очередь, подразумевается правильное отражение содержательной стороны этих действий в сознании, которое определяетсяосведомленностью ребенка в вопросах пола(Кудрявцев И.А., 1988).
Согласно сложившемуся, в том числе,в экспертной среде традиционному подходу, неспособность детей младше 7—8 лет понимать характер и значение совершаемых с ними действий никогда не вызывает сомнений, в то время как в отношении детей в возрасте 9—12 лет этот вопрос эксперту приходится специально выяснять.Еще сложнее определить уровень понимания важных для дела обстоятельств потерпевшими старше 12 лет.
Возникает необходимость разграничения содержания понятий осведомленности и понимания. Под осведомленностью следует понимать общую информированность ребенка о вопросах отношений полов, в то время как понимание в данном контексте следует рассматривать как совокупность осведомленности и личного опыта конкретного ребенка.
Заслуживает отдельного внимания наличие у эксперта познаний в области становлений представлений о сексуальных отношениях у детей разных возрастов, определяющих в конечном итоге степень понимания ребенком совершенных с ним действий.
Таким образом, представляется целесообразным и своевременным формирование устойчивого единообразного понятийного аппарата для описания, оценки и квалификации состояния потерпевшего ребенка в нормативной и методической документации, регулирующей деятельность судебных экспертов-психологов при проведении СПЭ в отношении детей, потерпевших от сексуальных деликтов.
Нами были опрошены 12 совершеннолетних лиц обоих полов в возрастном диапазоне от 19 до 33 лет, имеющих опыт сексуальных отношений. В ходе проведенных ретроспективных интервью предпринята попытка проследить динамику развития представлений о сексуальных отношениях, начиная с первых проявлений интереса к собственной сексуальности,а также  проследить онтогенез понимания сексуальных отношений.
Вопросы для интервью базировались на стандартных вопросах психолога-эксперта при проведении СПЭ. В ходе интервью рассматривались такие этапы онтогенеза понимания сексуальных отношений, как возраст начала изучения своей сексуальности, появления влечения/возбуждения, возраст появления интереса к противоположному полу, время возникновения интереса к вопросам сексуальных отношений, возраст первого сексуального опыта, готовность к началу половой жизни на момент первого сексуального опыта, возраст начала понимания сути сексуальных отношений.
Благодаря раскрытию респондентами указанных выше проблем удалось выявить наиболее распространенные трактовки значений слов «знание» и «понимание», а также установить основное принципиальное различиемежду ними.
В ходе интервьюполучены следующие количественные показатели:
• средний возраст изучения своей сексуальности -10 лет;
• средний возраст начала полового влечения -12 лет;
• средний возраст начала половой жизни -17 лет;
• средний возраст начала понимания сути сексуальных отношений - 14 лет;
Выявлены следующие познания собственной сексуальности: изучение собственного тела, его отражения в зеркале, мастурбация. Начало интереса к противоположному полу увязывается с потребностью во внимании, любопытством и наличием морфологических отличий. Критерии психологической готовности к началу половой жизни:наличие ответственности, доверие к партнеру и осознанность происходящего. В формировании представлений о сути сексуальных отношений можно выделить два этапа: предшествующее первому сексуальному опыту проявление интереса к вопросам секса (поиск информации на тему секса - общение со сверстниками, просмотр фото и видео контента, чтение специализированной литературы) и переосмысление полученных ранее теоретических знаний на основе анализа собственного сексуального опыта.
В ходе выяснения нами интерпретации значений слов «понимать» и «знать», респонденты указали на возможность знания без понимания значения, а понимание определили как знание, базирующееся на собственном опыте. Таким образом под знанием понимается обладание совокупностью базовых теоретических представлений (первичная осведомленность), а понимание представляет собой знание, подкрепленное собственным непосредственным опытом.
В ходе бесед с несовершеннолетними, не имеющими сексуального опыта, использование экспертом категории «понимание» с целью выяснения особенностей восприятия несовершеннолетними характера совершаемых с ними действийявляется ошибочным. Представляется целесообразным проведение масштабных исследований онтогенеза представлений о сексуальных отношениях, во-первых (ретроспективно), - среди совершеннолетних, имеющих опыт сексуальных отношений, во-вторых,-в отношении несовершеннолетних, не имеющих опыта действий сексуального характера, совершенных в отношении них, и далее - среди несовершеннолетних, подвергшихся действиям сексуального характера.

Литература
1. Головач А.А.«Анализ преступлений сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних» //Студенческий научный электронный журнал «StudArcticForum»  2017 № 3(7) [Электронный ресурс] http://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=1662 (Дата обращения :16.03.2019)
2. Горьковая И.А. «Основы судебно-психологической экспертизы» // Учебное пособие Санкт-Петербургский юридический институт генеральной прокуратуры Российской федерации [Электронный ресурс] http://docplayer.ru/32238442-Osnovy-sudebno-psihologicheskoy-ekspertizy.html (Дата обращения: 16.03.2019)
3. Ситковская О.Д., Конышева П.П., Коченов М.М. «Новые направления судебно-психологической экспертизы» // Издательство «Юрл-итинформ» Москва-2000 [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/6707219/page:10/ (Дата обращения:16.03.2019)
4. Кудрявцев И.А. «Судебная психолого-психиатрическая экспертиза»//
М.: Юридическая литература, 1988. 224 с, 1988.

Зверева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Каким образом понятия, которые вы разграничили в выводах («знание», «понимание») перекликаются с темой? И какая практическая значимость вашего исследования?

Бизюкова Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте!
На наш взгляд, эти понятия «знание» и «понимание» некорректно использовать в стандартных  вопросах к эксперту -  для детей требуется корректировка вопросов с поправкой на этапы развития, т к. понимание развивается с опытом.
Практическая значимость: поскольку мы работаем в контексте СПЭ по делам о сексуальном насилии в отношении детей, мы решили, что есть необходимость создания методологической базы, содержащей информацию о соответсвии определённого уровня осведомлённости ребёнка в вопросах сексуальных отношений с конкретной возрастной группой, с целью грамотного установления понимания ребёнком характера и значения совершаемых с ним действий (что является основным вопросом в СПЭ данной категории дел), а также корректным проведением данного вида экспертиз.