Автор Тема: РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРИ, СТРАДАЮЩЕЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ, НА ПРИМЕРЕ...  (Прочитано 1193 раз)

Журавлева Е.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАТЕРИ, СТРАДАЮЩЕЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ, НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Журавлева Е.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель - Русаковская О.А.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00921 А.
В психологической и психолого-психиатрической практике большой объем исследований посвящен проблеме жестокого обращения с детьминаряду с повышением интереса к проблеме эффективности выполнения родителями с психическим расстройством своих функций. Данные проблемы изучались на специфической выборке женщин, уже совершивших общественно-опасное деяние, что способствовало распространению предубеждений у социальных служб в представлении об опасности, а в некоторых случаях и недопустимости оставления детей с родителями, имеющими психическое расстройство (Русаковская, О. А., 2019).Воспитание такими родителями детей часто рассматривается как «девиантное родительство», и большое количество исследований посвящено выявлению психологических и социальных факторов, негативно сказывающихся на воспитании и развитии ребенка (Русаковская, О. А., 2019).
В то же время анализ российской экспертной практики по судебным спорам о воспитании показывает, что родители, имеющие психическое расстройство, часто не представляют опасности для ребенка и не оказывают негативного влияния на его психическое здоровье (Журавлева Е. В., 2016; Русаковская О. А., 2019). По результатам зарубежных исследований, в большинстве случаев родители, страдающие психическими расстройствами, имеют достаточный уровень родительской компетентности(Русаковская, О. А., 2019).В связи с этим актуальным представляется оценка компетентности родителей, страдающих психическими расстройствами.Категория «родительская компетентность» в последние десятилетия изучалась отечественными психологами А. А. Бодалёвым, М. А. Евдокимовой, Р. В. Овчаровой, В. В. Столиным, В. В. Селиной, Г. Г. Филипповой, Д. Я. Грибановой, А. А. Мининой и другими(Грибанова Д. Я., 2018; Данилова И. С., 2018).Обобщённый теоретический анализ научных подходов к определению сущности категории«родительская компетентность» позволяет говорить о нем как о «социально-психолого-педагогическом феномене, представляющим собой совокупность взаимосвязанных качеств личности родителя (его когнитивная, ценностно-мотивационная, эмоциональная и поведенческая составляющие), задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательного воздействия на ребенка».
Для иллюстрации высокого уровня родительской компетентности матери, страдающей параноидной шизофренией, приведем описание следующего клинического случая.
Испытуемая В. (45 лет) воспитывает 15-летнего сына. Имеет 2 высших образования. Работала по специальности. До 23 лет ее психическое состояние оставалось стабильным. В 23 года перенесла депрессивное состояние. Жаловалась на внезапные и беспричинные уходы из дома и «отсутствие смысла в жизни», совершила несколько суицидальных попыток,в связи с чем была госпитализирована в психиатрическую больницу. Был установлен  диагноз: «Параноидная шизофрения, приступообразный тип течения с нарастающим эмоционально-волевым дефектом». На протяжении всего периода заболевания посещала диспансер, принимала поддерживающую терапию, работала, в период ремиссий ее состояние было стабильным.
Проживала в гражданском браке, в 30 лет родила сына. В связи с ухудшениями состояния на фоне конфликтов с гражданским мужем, которые проявлялись тревожно-депрессивной симптоматикой, бредовыми идеями отношения, после рождения ребенка дважды лечилась в стационаре. Когда мальчику было 3 года, с гражданским мужем рассталась, с этого времени стала проживать с ребенком и своей матерью.В 2017 г. в период обострения заболевания проходила лечение в дневном стационаре, где ей была оформлена 2 группа инвалидности.
В настоящий момент состояние В. можно охарактеризовать становлением медикаментозной ремиссии с остаточной тревожно-депрессивной симптоматикой со стойкой инсомненией, формированием критики к перенесенному психотическому эпизоду, так и к заболеванию в целом. В клинической картине на первом плане эмоционально-волевые изменения личности в виде маловыразительности.
Родительская компетентность подэкспертной оценивалась в клинико-психологической беседе, направленной на выявление ее осведомленности об особенностях развития и жизни ребенка, вовлеченности в его жизнь и воспитание, поведенческих стратегий взаимодействия с ним. В качестве методики использовался полуструктурированный анамнестический опросник, разработанный О.А. Русаковской.
В. показала свою полную осведомленность о здоровье сына, о его интересах и увлечениях в разном возрасте. Она дифференцированно описывала сына по характеру активным, решительным, сильным, умным, спортивным, самостоятельным, общительным; с удовольствием рассказывала конкретные случаи из его жизни; подробно сообщала о том, чем и как занималась с ребенком в ходе его роста и развития (совместное чтение книг, обучение письму, счету, посещение бассейна). В шесть лет ребенок пошел в школу, занимался тхэквондо, футболом и плаванием, любил читать, гулять, смотреть мультфильмы, самостоятельно делал домашние задания. Говоря о сыне, она отзывалась о нем с теплотой, гордостью, была хорошо осведомлена о том, как он проводит время, с кем общается. Сообщала, что раз в два года она ездит с сыном на море в Анапу; они вместе посещают театры, музеи, ходят в гости, путешествуют.
Анализ родительской компетентности испытуемой, на наш взгляд, позволяет отметить следующее: наличиедостаточного уровня знанияи навыков применения психолого-педагогических основ воспитания, особенностей роста и развития ребенка; успешность, как в удовлетворении базовых потребностей сына, так и в создании атмосферы доверия, принятия, психологической безопасности. Она успешна в установлении сотрудничества с ребенком и организацией совместной досуговой и развивающей деятельности. Имеетактивную родительскую позицию. Данные характеристики позволяют считать В. «хорошей» и достаточно компетентной матерью.
Как указывает Р.В. Овчарова, наличие у родителя тревожности и неуверенности в собственной родительской компетентности, опасения, что ты являешься недостаточно хорошим родителем, снижает способность видеть реальную ситуацию роста и развития ребёнка и вносить изменения в модель воспитания. На наш взгляд, именно такая тревога есть у В. Из-за этого, по нашему мнению, В. иногда излишне опекает ребенка. Мы предположили, что данные проявления тревожности и страхаобусловлены как наличием у нее психического расстройства со склонностью к развитию тревожно-депрессивной симптоматики, так и, в не меньшей степени, стигматизацией и опасениями по поводу возможного вмешательства в дела ее семьи со стороны органов социальной защиты.
Таким образом, по нашему мнению, В. нуждается в психологической помощи, мишенями которой могут быть повышение ее родительской уверенности, поддержание родительской компетентности и расширение социальных контактов.

Литература
1. Грибанова, Д. Я., Минина, А. А. Компоненты родительской компетентности по отношению к детям раннего и дошкольного возрастов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2018. – № 4 (35). – С. 52–58.
2. Данилова, И.С. Компетентностное родительство: вызов современного европейского общества // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей под ред. А.С. Старун, Москва : Изд. «Перо». – 2018. – С. 36–41.
3. Журавлева, Е.В. Исследование особенностей родительского отношения у матерей, больных шизофренией, в отечественной и зарубежной психологии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. – С. 66–68;
4. Русаковская, О.А., Костюк, Г.П., Голубев, С.А., Дрыкина, Л.Л., Галкина, А.О., Материнство и отцовство родителей, страдающих интеллектуальными нарушениями (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, СПб : Издательский дом «Арсмеденти». – 2019. – № 1. – С. 16–25.

Зверева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
В чем заключается практическая значимость вашей работы?

Журавлева Е.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Екатерина, спасибо за вопрос! Выявленные критерии достаточной родительской компетентности на примере описанного клинического случая позволят учитывать их  при разработке программ сопровождения родителей, страдающих шизофренией и имеющих детей. Также данные критерии можно использовать в судебно-экспертной практике при составлении заключений об ограничении, лишении или восстановлении родительских прав, определении порядка общения и места жительства с ребёнком родителей, страдающих шизофренией.