Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГ-ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ С ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ  (Прочитано 1189 раз)

Андреева А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГ-ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ С ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ
[/b]

Андреева А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.

Для современных школ в России буллинг– одна из самых актуальных проблем. На сегодняшний день число жертв буллинга растет быстрыми темпами. Так, ученые из Института образования ВШЭ провели в конце 2017 - начале 2018 года, наверное, первое масштабное исследование проблемы буллинга в России. Опрошено больше 1200 учеников 7 - 11-х классов из Москвы и Подмосковья. В результате констатировано следующее: 70% опрошенных говорят, что им приходилось наблюдать травлю, 60% признались, что жертвой был один из их знакомых и 12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра - мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку (Агрессия и буллинг…, 2018).
Рассмотрим два важных (по нашему мнению)аспектабуллинга: особенности проявления агрессии в подростковом возрасте и особенности буллинга в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Первое было необходимо для того, чтобы более тщательно изучить подростковый возраст с позиции возрастной психологии, гендерные отличия в возникновении и развитии агрессии у подростков. Теоретическое изучение этих пунктов позволило нам взглянуть на проблему буллинга более глубоко. Например, говоря об агрессии подростков, важно отметить что  агрессивное поведение – норма для данного возраста. Оно также имеет ряд важных функций, которые необходимы для более успешной социализации подростка. В норме агрессивное поведение –лишь способ избавить подростка от его страхов и неуверенности, инструмент в отстаивании своих границ и интересов, а также способ адаптироваться в современном обществе. При этом ребенок научается самоконтролю, у него происходит развитие нравственных и моральных ценностей (Басс А., 2003). Сравнительный анализ особенностей буллинга в исследованиях отечественных и зарубежных авторов показал, что проявления буллингасвязаны с полом участников и не столь прямо – с возрастом школьников. Так, мальчики используют физический буллинг, а девочки –косвенный (психологический) (Казанская В.Г., 2010);буллинг может проявляться в любом возрасте, при этом с возрастом возрастает интенсивность буллинг-агрессии (Аверьянов А. И., 2013). При этом национальность и этнос не являются основными причинами буллинга, исследования указывают на то, что причины многочисленны и индивидуальны для каждого конкретного случая (Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б., 2013). 
Эмпирическое исследование мы проводили в школе, где существуют классы как с повышенной учебной нагрузкой, так и с обычной. Классы с повышенной учебной нагрузкой в этой школезначительно превосходят по количеству учебных часов классы с обычной нагрузкой.  Также в таких классах в зависимости от направления (точные науки, естественные науки, иностранные языки, словесность и т.д.) увеличивается количество различных предметов. Например, в классахестественно-научного профиля увеличено количество уроков биологии, географии и химии. Кроме того,добавляются дополнительные уроки (независимо от направления) по основному иностранному языку (английский, немецкий или французский).
Исследование состояло из трех этапов: получение педагогической оценки с проведением социометрии (параллельно шло наблюдение), проведение основных методик и методов, обработка и статистический анализ полученных данных. В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты:
•   Лицеисты также, как и обычные школьники, подвержены буллинг-агрессии. Это дало нам понимание того, что в группу риска может попасть абсолютно любой ученик, из любого класса, с любым развитием и жизненным анамнезом. Это показало важность профилактикибуллингав любых классных коллективах.
•   Чем больше учеников имеют индивидуалистический и/или прагматический, т.е. не коллективистический,тип восприятия собственного класса, тем выше вероятность буллинга. Это также приводит к тому, что такие психологические признаки, как восприятие группы как помехи своей деятельности, уклонение от совместных форм деятельности, предпочтение индивидуальной работы, ограничение контактов, становятся нормой и воспринимаются как сами собой разумеющиеся. В нашем случае все буллеры, как из пятого, так и из седьмого классов, имеют именно такие типы восприятия своего класса.
По результатам исследования нами составленыантибуллинговые рекомендации. Таким образом, используя иностранный и собственный опыт, проведя собственное эмпирическое исследование с последующим статистическим анализом, мы создали рекомендации, которые могут быть использованы специалистами школ как основной или дополнительный к антибуллинговым программам материал. Но, по нашему мнению, останавливаться на достигнутом не стоит – данная проблема достаточно обширна и нуждается в дальнейших исследованиях.

Литература
1.   Басс А. Концепция агрессии / враждебности / А. Басс, А. Дарки. - Екатеринбург: Феникс, 2003. - 585 с.
2.   Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / Вопросы пихологии. - 2013 - №2 - С. 25-30.
3.   Агрессия и буллинг в школьной среде. Исследование ВШЭ. [Электронный ресурс]  URL:https://урок.рф/discussion/526914.html [дата обращения – 05.05.19]

Мартынова А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Интересная и, к сожалению, очень актуальная тема. Скажите, возможно ли ознакомиться с составленными в исследовании антибуллинговыми рекомендациями?

Андреева А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Здравствуйте!
Большое спасибо за ознакомление с нашей темой.

Конечно! Для этого необходим адрес Вашей электронной почты.


Мартынова А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9