Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕВУШЕК В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ  (Прочитано 113 раз)

Бабаханова К.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕВУШЕК В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Бабаханова К.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Моисеева Л.П.

В настоящее время социокультурная среда создает условия для пересмотра традиционных представлений о семье.Можно наблюдать, как происходит изменение приоритетов в ценностных представлениях о семьеу молодых людей.В молодежной среде представления о семейных ценностяхчасто не совпадают у девушек и юношей. Это приводит к нежеланию регистрировать отношения при совместном проживании молодых людей, и  предпочтение отдается другим вариантамдоговоренности регулирования отношений. Совместное проживание, необремененное гражданской ответственностью, приводит к тому, чтопроцесс официальнойрегистрации отношений происходит в более позднем возрасте. Это подтверждает статистика, представленная данными Росстата. Доля заключенных браков, в которых невесте от 18 до 24 лет, в 2017 году составила 32 % от общего количества всех браков этого года. Это на 6 % меньше чем в 2013 году, поэтому можно отметить, что за последние 5 лет браки, в которых невеста в возрасте от 18 до 24 лет стали заключаться меньше (2013 – 38%, 2014 – 35%, 2015 – 34,5%, 2016 – 33%, 2017 – 32%) (Федеральная служба государственной статистики).
Популярность такой формы отношений, как  сожительство,обусловлена социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости.Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности объясняют предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.(Соловьева Е.А., 2018)
Форма совместной жизни во внебрачном союзе обеспечивает каждому партнеру определенную степень индивидуальной свободы, которую он может использовать в любой момент. Сожительство не влечет за собой никаких правовых последствий, партнеры не приобретают никаких взаимных прав и обязанностей. Законодательно урегулированы только родительские права и обязанности в отношении совместных детей.(Докукина Д.Д., Шумов П.В., 2017)
По мнению И.П. Лотовой, семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жиз¬недеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
Совпадение представлений осемейных ценностях у молодых людей является ключевымпунктомпривыбореспутникажизнииопределяетценностную направленность их будущей семьи.
В данной работе был сделан акцент на категории ценностей связанные с супружеством, родительством и родством.
К ценностям супружества можно отнести такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов.
Ценности родительства включают в себя ценность детей (многодетность или малодетность), а также ценность воспитания и социализации детей в семье.
К ценностям родства относятся ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.(Лотова И.П., 2015)
Для рассмотрения понятия «Семейные ценности» было проведено исследование, цель которого - изучение представлений о семейных ценностях у девушек в юношеском возрасте.
Объект:ценностные ориентации в области семейных отношений.
Предмет:представления о семейных ценностях у девушек в юношеском возрасте.
Гипотезы:
1.   Девушки в юношеском возрасте в своих представлениях рассматривают для себя приоритетными из супружеских ценностей – равноправие супругов, из родственных – ценность нуклеарной семьи, из ценностей, относящихся к эмоциональной составляющей благоприятного внутрисемейного климата, – любовь, взаимопонимание и уважение.
2.   Представления о семейных ценностях значимо не отличаются у девушек в юношеском возрасте в зависимости от места их проживания.
В исследовании приняли участие 40 человек, из них 20 студенток первого курса Рязанских и Тамбовских вузов и 20 студенток первого курса МГППУ.  Все девушки в возрасте от 17 до 20 лет, не состоящие в браке.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики и анкеты:
•   Методика «Дифференциальная оценка отношений» А.Я. Волковой.
•   Опросник «Ценностные ориентации в области семейных отношений», разработанный Центром социально-психологической помощи семье (Москва, 1984).
•   Анкета«Семейные ценностные ориентации молодежи».
•   Анкета о семейной ситуации в родительской семье, составленная исследователем.
В результате исследования было выявлено, что главными семейными ценностями для девушек выступают любовь, взаимопонимание, уважение, равноправие супругов и ценность нуклеарной семьи.
Девушки из регионов готовы заключать брак с подходящим партнером вне зависимости от возраста и предпочитаютнаходиться в официально зарегистрированных отношениях. Для девушек из Москвы в приоритете стоит получение образования и самореализация, и только потом вступление в брачные отношения.
Девушки из Москвы не рассматривают отношения между своими родителями как образец построения своих собственных отношений с противоположным полом, что можно связать с их недостаточно благожелательной оценкой внутрисемейного климата в родительской семье, по сравнению с оценкой девушек из регионов. Среднее значение оценки внутрисемейного климата в родительской семье у девушек из регионов равно 67,7. У девушек из Москвы среднее значение по этому же критерию равно 55,4.
Девушки из обеих групп определяют границы своей семьи в рамках нуклеарной.Аостальные родственные связи не воспринимаются ими как наиболее важные при построении благоприятной семейной жизни.
В целом по выборке представления о семейных ценностях значимо не отличаются у девушек в юношеском возрасте в зависимости от места их проживания. Это было доказано в процессе статистического анализа результатов поU-критерию Манна-Уитни. Значимыми различия являются лишь по шкале «Самовыражение личности». Из этого можно заключить, что личностное самовыражениекак во внутрисемейном взаимодействии, так и в любых других сферах взаимоотношений, являетсяболее значимым для девушек из Москвы, чем для девушек из регионов.
Таким образом, исходя из всех результатов,обе гипотезы нашли свое подтверждение.
Полученные в данной работе результаты можно использовать при организации и проведении коррекционной и профилактической работы специалистами среди девушек подросткового и юношеского возраста, имеющих девиантные формы поведения, в частности, склонных к беспорядочным половым связям. Также данные результаты помогут в разработке коррекционно-развивающих программ для молодых людей обоих полов старшего подросткового и юношеского возраста с целью популяризации института семьи, формированию представлений у молодежи их роли во внутрисемейных отношениях в соответствии с современными социальными условиями.
Литература
1.   Докукина Д.Д., Шумов П.В. Гражданский брак и незарегистрированный брак: проблема соотношения юридических понятий // Актуальные вопросы права, экономики и управления – 2017. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29278399 ( дата обращения: 31.03.2019)
2.   Лотова И.П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе // Статистика и Экономика. № 5. – 2015. – URL: https://statecon.rea.ru/jour/article/view/821/801 ( дата обращения: 14.02.2019)
3.   Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учеб. пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 255 с.
4.   Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 07.02.2019)

Мартынова А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Очень интересная тема исследования, спасибо!