Автор Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ...  (Прочитано 127 раз)

Мишакова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Мишакова С.А.
Московский государственный психолого-педагогический  университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Богданович Н.В.

В настоящее время разработка методов профилактики девиантного поведения среди подростков сохраняет свою востребованность и актуальность: одними из самых острых проблем в школах на данный момент  являются популяризация суицидов и активное распространение наркотических средств среди учащихся. А так как дети стали гораздо больше времени общаться виртуально, а непосредственного, живого общения в их жизни становится значительно меньше, подростки нередко становятся крайне замкнутыми и закрытыми даже в отношениях со своими близкими. Подобная ситуация мешает своевременному выявлению у подростков нарушений психического здоровья и тяжелых эмоциональных состояний, что зачастую ведёт к серьезным и необратимым последствиям.
Целью нашегоисследования являлось определение возможности развития психологической границы личности как фактора профилактики девиантного поведения у детей подросткового возраста.
В исследовании приняли участие 36 человек подросткового возраста (25 мальчиков и 11 девочек), выборка представлена учащимися седьмого класса средней общеобразовательной школы.
В качестве основного метода исследования использовался формирующий эксперимент, в рамках которого была проведена программа по развитию психологической границы личности.
Данная развивающая программы была нацелена на:
1.   Отработку способности выражать себя, свои эмоции и чувства в окружающем мире.
2.   Развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения, отработка умений при необходимости сдерживать внутреннюю энергию.
3.   Отработку умений просить о помощи, предъявлять и удовлетворять свои потребности при взаимодействии с другим человеком.
4.   Развитие способности пропускать и не пропускать внешние воздействия в зависимости от состояния окружающей среды и актуальной ситуации.
Для оценки эффективности проведенной программы было проведено эмпирическое исследование в двух группах: экспериментальной и контрольной. Занятия проводились один раз в неделю в форме тренинга  в течение 2,5 месяцев.
По итогам проведения развивающей программы были получены следующие данные:
1.   По результатам статистического анализа на предмет значимых изменений по t-критерию Стьюдента для парных выборок в экспериментальной группе было выявлено значимое изменение (p = 0,01) по шкале социально обусловленное поведение в тесте склонности к девиантному поведению Леус Э.В.: после проведения программы ответы учащихся в диагностике стали более откровенными и искренними. А также значимое изменение (p = 0,01) по шкале аутоагрессивное поведение: после проведения тренинговой программы стремление причинить себе боль и/или физический вред в данной группе снизилось.
2.   При сопоставлении данных до и после проведения программы в экспериментальной группе было выявлено значимое (p = 0,05) изменение по шкалам «проницаемая, вбирающая, отдающая функции» психологической границы личности согласно критерию Вилкоксона: после проведения развивающей программы в экспериментальной группе подростки стали испытывать большее доверие к окружающим, стали более уверенными в себе, улучшилась способность корректно заявлять о собственных потребностях, а также выражать собственное Я при наличии для этого адекватных условий. Кроме того, согласно данному критерию после проведения программы в данной группе значимо(p = 0,05) снизились показатели по шкале спокойно-нейтральная функция границы, что может также свидетельствовать о увеличении искренности ответов подростков при повторной диагностике, а значит подростки стали более откровенно говорить о  своём беспокойстве и неудовлетворённости, возникающих у них в определённых ситуациях.
3.   Рассчитав коэффициент корреляции Пирсона, была выявлена связь (p = 0,00) между показателями «сдерживающая функция границы» и «агрессивное поведение» (r = -0,427). Таким образом, мы можем сделать вывод, что лучшая реализация сдерживающей функции психологической границы связана с меньшим проявлением агрессивного поведения, другими словами, развивая данную функцию, мы способствуем профилактике агрессивного поведения среди подростков.
При проведении исследования помимо опросников былаиспользована рисуночная методика «Контур человека», характеризующая ситуативные психоэмоциональные состояния испытуемых.В экспериментальной группе до проведения программы, чаще всего использовались чёрные, зеленые и синие цвета, а после в рисунках преобладали белый и меньшее количество черного. Подобный результат свидетельствует о том, что в обеих выборках неудовлетворенность текущей ситуацией, упорство, настойчивость и потребность в эмоциональном спокойствии сменились на большую уравновешенность, склонность к размышлениям, спокойствие духа и более позитивный эмоциональный фон.
По итогам можно утверждать, что данная форма работы по развитию психологической границы личности является перспективной для её использования в профилактической и коррекционной деятельности среди подростков.

Литература
1.   Леви Т.С. Пространственно-телесная модель развития личности // Психологический журнал / Ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. – 2008. – Том 29, №1 январь-февраль 2008. – с. 23-33.
2.   Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе  личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 36–41.
3.   Миронов Д.Д. Сущность понятия «Девиантное поведение подростков» //Вестник ЧГПУ. 2016.№10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-deviantnoe-povedenie-podrostkov (дата обращения: 19.03.2019).
4.   Сахарова Н.А., Щукина Ю.В. Феномен «психологические границы личности» в психологии / Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 3, с. 1-9, 2014

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Очень интересное исследование. Можно ли узнать, какая конкретно программа была использована? Либо Вы самостоятельно ее разработали?