Автор Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ  (Прочитано 1446 раз)

Новокрещенова Г.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Новокрещенова Г.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Власова Н.В.

Проблема аддиктивного поведения в современном обществе приобретает все большую значимость  и является одной из самых актуальных в психологической науке и практике.Несмотря на многообразие профилактических мер, предпринимаемыхв настоящее времякак на уровне государства, так и на уровне отдельных специализированных организаций темпы роста и распространенияаддиктивных форм поведения химического и нехимического характера не снижаются. Это несет реальную угрозу физическому, эмоциональному, моральному и психическому здоровью детей и молодежи.
В отечественных исследованиях аддиктивное поведение рассматривают как форму девиантного поведения, которая характеризуется формированием зависимости от объекта, условий или отношений (Менделевич В.Д, 2007).
Для изучения аддиктивного поведения как социально-психологического явлениябольшое значение имеет анализ особенностей подросткового возраста, так как именно в этот период предшествующий социальный опыт трансформируется в личностные особенности, способствующие влиянию на выбор подростком той или иной формы отклоняющегося или социально одобряемого поведения. Установка формирует привлекательный образ и положительное эмоциональное отношение подростка к тому или иному предмету аддикции, то есть формирует психологическую готовность проявлять аддиктивные формы поведения.
Исследования показывают, что в подростковом возрасте чаще всего встречаются такие формы аддиктивного поведения как табакокурение, алкоголизация, наркомания, компьютерная аддикция, интернет-аддикция, пищевая аддикция, адреналиномания и другие (Власова Н.В., Новокрещенова Г.А., 2019). Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивному поведению, является непреодолимое желание уйти от невыносимой реальности окружающего мира и чаще всего этому способствуют внутренние причины, такие как переживание неуспешной учебы, постоянных ссор и конфликтов с родителями, учителями и сверстниками, которые впоследствии приводят к чувству одиночества, утрате смысла жизни. Все это и определило выбор темы проведенного исследования.
Цель исследования: выявить особенности социальных установок подростков, склонных каддиктивному поведению.
Гипотеза исследования: социальные установки подростков, склонных к аддиктивному поведению, отличаются направленностью на реализацию эгоистических потребностей, стремлениемк самоутверждениюи свободе от социальных ограничений.
Материалы и методы исследования: обследованы 91 обучающийся средней общеобразовательной школы г. Москвы в возрасте 13–14 лет. Склонность к зависимому поведению у подростков выявлялась по методике Г.В.Лозовой, которая позволяет диагностировать склонность к 13 видам аддикций, а также показывает общий уровень склонности к аддиктивному поведению. По данным, полученным по указанной методике, были сформированы 3 группы подростков, которые имеют значимые различия в общем показателе склонности к аддиктивномуповедению. Социальные установки изучались с помощью методики О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» иметодики Д.А. Леонтьева«Тест смысла жизненных ориентаций».
Согласно результатам проведенного исследования,система социальных установок у подростков с высоким и средним уровнем склонности к аддиктивному поведению характеризуется направленностью на «процесс жизни», ориентацией «на свободу и власть». В тоже время система социальных установок у подростков с низким уровнем склонности к аддиктивному поведению отличается направленностью на «результат в жизни» и «ориентацией на труд».
Также можно отметить, что подростки с низкой склонностью к аддиктивному поведению обладают большей уверенностью в своих поступках, осмысленностью целей в жизни и способностью к решению поставленных перед собой задач. Они больше ориентируются на социальные нормы и трудовую деятельность.
Для подростков со средним и высоким уровнем склонности к аддиктивному поведению характерна направленность на самоутверждение и свободу от социальных ограничений, связанных со следованием общепринятым нормам. Они стараются контролировать окружающих, предъявляя к ним завышенные требования, и в своих действиях ориентируются только на собственные интересы. В любой деятельности они стремятся к получению удовольствия. Им важно, чтобы занятие было интересным и увлекательным, а над достижением поставленных целей они мало задумываются. Подростки со средним и высоким уровнем склонности к аддиктивному поведению характеризуются направленностью на удовлетворение собственных желаний и потребностей, а отсутствие четких личных целей приводит их к ориентации на свободное времяпрепровождение и развлечения. Они стремятся к самоутверждению в обществе путем отрицания и нежелания соблюдать принятые нормы и правила.
При формировании аддиктивного поведения значительно страдают социальные и духовные потребности, а основополагающими становятся материальные, направленные только на удовольствие потребности. Устанавливаются эмоциональные отношения с неодушевленными предметами, а отношения с окружающими теряют свою значимость, становятся поверхностными. Аддиктивная направленность постепенно искажает и вытесняет истинные человеческие ценности. (Власова Н.В., 2014.)
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Можно констатировать, что социальные установкиподростков с разным уровнем склонности к аддиктивному поведению имеют значимые различия. Для подростков со средним и высоким уровнем склонности к аддиктивному поведениюхарактерна направленность на гедонистические ценности. Они стремятся получать как можно больше сиюминутных удовольствий, ничего не планируя на будущее, низко оценивают свои возможности, ценность и потенциал своей жизни, характеризуются как люди, живущие сегодняшним или вчерашним днем. При этом у них наблюдаются признаки неудовлетворенности жизнью как в прошлом, так ив настоящем (Новокрещенова Г.А., 2018).Свою личную жизнь и окружающую среду такие подростки воспринимают как «скучную», «обыденную», «серую». Подростки с высоким уровнем склонности к аддиктивному поведению с трудом находят в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь и вызвать эмоциональный отклик. И зачастую только после употребления различных психоактивных веществ или погружения в виртуальный мир они достигают чувства удовлетворенности, эмоциональной насыщенности и радости.
Результаты проведенного исследования можно использовать при составлении профилактических и коррекционных программ по предупреждению и разрешению проблем, связанных с аддиктивным поведением в подростковом возрасте.

Литература
1.   Власова Н.В. Психологический аспект исследования интернет-зависимого поведения подростков.// Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. Саранск,2014.№1. С.49-54.
2.   Власова Н. В., НовокрещеноваГ. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения// Психопедагогика в правоохранительнх органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. – DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14001.
3.   Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
4.   Новокрещенова,  Г. А. Ценностные ориентации подростков с аддиктивным поведением   // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. -  С. 185-187.

Жеребцова А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Как Вы думаете, возможно ли сказать про подростков, имеющих тенденцию к аддиктивному поведению, что они имеют низкую самооценку и вследствие этого, избирают путь аддикции, потому что другой путь слишком сложен, и они его попросту не достойны?