Автор Тема: Терминология «отклоняющегося поведения»: ассоциативный эксперимент  (Прочитано 2838 раз)

Дмитрук Е.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Терминология «отклоняющегося поведения»: ассоциативный эксперимент

Дмитрук Е.В., студентка факультета информационных технологий Российского государственного социального университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук
доцент Ананьева Н.А.

Проводился ассоциативный эксперимент с целью выяснения представлений современной молодежи относительно отклонений в поведении, то есть имеющихся в условиях настоящей действительности девиационных процессов, их признаков и показателей. В соответствии с требованиями эксперимента испытуемым необходимо было высказать ассоциации на термин «отклоняющееся поведение». Инструкция: «С какими терминами, понятиями, словами у Вас ассоциируется суждение «отклонения в поведении». Напишите 10 ассоциаций». Предварительно каждому испытуемому предлагался бланк, разлинованный на соответствующее количество строчек, предназначенных для заполнения.
В эксперименте участвовали студенты 2-го курса дневного отделения факультета информационных технологий – будущие преподаватели, обучающиеся психологии, в количестве 15-ти человек, в возрасте от 18-ти до 20-ти лет.
Результаты исследования.
Во-первых, проведенный подсчет по частотности показал несколько выступающих ассоциаций испытуемых: неуравновешенность (ый) (5), неадекватность (ый) (4), жестокость (4).
Во-вторых, проводилась процедура анализа ассоциаций по смыслу. Все ассоциации были объединены в семантические гнезда. Образовалось несколько блоков.
Результаты исследования показали, что часть ассоциаций испытуемых отражает состояние современного общества: экстремизм, коррупция, наркомания, алкоголизм, дискриминация, расизм, оккультизм, смута, асоциальность. Это значимые показатели, которые указывают на болезни социального плана в обществе граждан. Все они характеризуют культурную ситуацию настоящей действительности. Пребывание индивидуумов в подобных условиях жизнедеятельности создает особую среду для проявления отклонений.
Более того, образовался блок ассоциаций, свидетельствующих о восприятии испытуемыми отклонений как состояния некоторого превосходства: смелость, гедонизм, свобода, отличие, нестандартность, универсальность, уникальность, гениальность. Испытуемые в данном случае не понимают реальности и воспринимают отклонения как некоторую игру. В ассоциациях высказано не только восхищение, но и склонность к риску, а также возможность самопроявиться и самовыразиться. Отклонения для них – это игра, риск и превосходство.
Испытуемыми указывались также ассоциации, объединенные в блок, свидетельствующий о правонарушениях с точки зрения уголовного права: убийство, жестокость, насилие, агрессия, месть, мошенничество, ложь.
Высказывались ассоциации, свидетельствующие о нарушении этики: грубый, аморальный, неуважение, иная этика, воспитание, субкультура.
Высказывались и ассоциации, в которых проявлялось отношение к отклонениям: плохое поведение, нездоровое поведение, неадекватное поведение, неправильность, странность поведения.
Результаты исследования по группировкам ассоциаций испытуемых позволили выделить существенные признаки, указывающие на отклонения.
Прежде всего отклонения в поведении ассоциировались у испытуемых с признаками психических нарушений: псих, сумасшедший, дура, неадекватный, ненормальный, отсталый, умственно отсталый, отклонения в развитии, психика, патология, психиатр, сбой, от нормы.
Далее отчетливо обозначалась группировка признаков эмоционального состояния: раздражительный, неуравновешенный, вспыльчивый, нервозный, эмоциональная неразвитость, истерика, без мозгов, не понимает юмора, все время смеется.
Выделялись признаки, свидетельствующие о личностных качествах отклоняющегося поведения: замкнутый, заторможенный, невнимательный, безответственный, глупый, дерзкий, трудный ребенок, непоседа, характер, деградационный процесс личности, изгой, безразличие, отвязность, бешеный, неуправляемый, раскрепощенный.
Указывались признаки внешнего невербального и вербального облика: внешность, нарушение в одежде, физическое, дефект телосложения, голос, слух, зрение, непонятная речь, крик, перебивание, мат, жесты.
Анализ результатов исследования.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее мощной по частотности является группировка ассоциаций относительно представлений испытуемых об отклонении как о психическом нарушении (24).  Далее представления об отклонениях у испытуемых ассоциируются с конкретными социальными нарушениями в обществе (22). Затем отклонение воспринимается испытуемыми как определенное нарушение в эмоциональном состоянии человека (20). Значимым было представление, что отклонение есть правонарушение (19). Важным являлось то, что отклонение рассматривается как нарушение этики (19). Отклонения воспринимаются через внешний облик (вербальный и невербальный) (16). Наконец, отклонения выступают через их носителя с отрицательным набором личностных качеств (15). Девиационная характеристика может рассматриваться испытуемыми как уникальное состояние превосходства и как способ самовыражения (8), либо, напротив, как отрицательное отношение к отклоняющемуся поведению (4).
Выводы.
Выяснялось понимание отклонений студентами – будущими преподавателями. При наборе ассоциаций отражались представления, имеющиеся в сознании у молодой выборки респондентов.
Антропологический фактор отклоняющегося поведения представлен в социально-значимых болезнях современного общества. Анализ среды свидетельствует об уже созданной асоциальной системе и достаточно мощной для последующего «размножения» вновь появляющихся отклонений. Характеристика отклонений через ассоциации испытуемых-студентов отражает условия современной действительности. Создается среда – источник отклонений.
Представления студентов показывают, что современные отклонения являются многоплановым явлением. Отклонения – это нарушения разного рода. Отклонения – это нарушения социального плана, происходящие в обществе; нарушения правового плана в виде законов; нарушения этического плана; нарушения психического, эмоционального, внешнего и личностного плана.
Рекомендации:
1.   Разрабатывать способы не прямого воздействия, а косвенного влияния на представления молодежи.
2.   Выяснять представления молодых людей о социокультурных условиях современной жизнедеятельности.
3.   Выяснять отношение молодежи к девиационным процессам в обществе.
4.   Вырабатывать правовую грамотность относительно правонарушений.
5.   Соотносить индивидуальные представления  молодежи как отражение социальных аспектов современной действительности.
6.   Развивать у студентов умение оперировать категориальным и методологическим аппаратом исследования относительно проблем девиационного поведения.