Автор Тема: КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ И ЮНЫХ...  (Прочитано 93 раз)

Орлова К.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ И ЮНЫХ МАТЕРЕЙ

Орлова К.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель - Делибалт В.В

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире 16 миллионов девушек в возрасте от 15 до 19 лет становятся матерями (Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, 2019). Причинами этого феномена исследователи называют повышение сексуальной активности подростков, раннее начало половой жизни, неблагоприятные социальные условия, др.  Актуальность данного исследования заключается в том, что в пространстве отечественной психологии отмечаются дефициты работ, посвященных изучению личностной незрелости и когнитивных искажений у несовершеннолетних беременных и юных матерей. Таким образом, целью нашего исследования является описание и обобщение когнитивных и личностных особенностей юных матерей.
Объектом исследования выступает феномен ювенильного материнства, предметом являются когнитивные и личностные особенности у юных матерей. Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что возможно выделить специфические психологические особенности в виде когнитивных искажений и компонентов личностной незрелости у юных матерей. А именно: 1) могут наблюдаться такие когнитивные ошибки, как “эффект статуса-кво”, “сверхобобщение”, “наклеивание ярлыков”; 2) проявления личностной незрелости в виде трудностей саморегуляции, поверхностности смысловой сферы, низкого чувства ответственности.
В нашем исследовании участие приняли 32 испытуемых женского пола в возрасте от 15 до 21 года. Средний возраст девушек в экспериментальной группе – 17.9, в контрольной – 18.3. Экспериментальную группу составили 10 участниц - воспитанниц специализированного дома ребенка “Маленькая мама”, семеро из которых являются мамами детей в возрасте от 9 месяцев до 3х лет, а трое из них находятся на последних неделях беременности. Контрольная группа представлена 12 учащимися 11 класса ГБОУ города Москвы “Школа № 1363” и 10 студентками 1 и 3 курсов факультета Юридической психологии МГППУ. 
Исследование проводилось с помощью следующих психодиагностических методик: «Опросник когнитивных ошибок» Е.С. Иванова, Е.М. Ратникова; опросник “Многомерно-функциональная диагностика ответственности” В.П. Прядейна; методика исследования волевой саморегуляции А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдман; тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева. Полученные нами количественные результаты комплекса методик были обработаны в программе SPSS с помощью применения U критерия Манна-Уитни.
Гипотеза нашего исследования в отношении наличия когнитивных ошибок “Эффект статуса-кво”, “Сверхобобщение”, “Наклеивание ярлыков” у экспериментальной группы не подтвердилась. В отношении феномена личностной незрелости гипотеза статистически не подтверждается, однако, обнаруживаются значимые различия в смысложизненных ориентациях между экспериментальной и контрольной группами. Таким образом, гипотеза о личностной незрелости юных мам подтверждается частично.
Причинами полученных нами результатов могут выступать особенности жизненного пути девушек и их социальная ситуация развития, низкий уровень рефлексивности девушек. Отдельно необходимо принимать во внимание возможность пониженной чувствительности применяемых нами методов, а также вероятность того, что причинами ювенильной беременности являются другие психологические характеристики.
Литература

1.   Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения URL: https://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/maternal/adolescent_pregnancy/ru/ (дата обращения: 7.04.2019).