Автор Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ...  (Прочитано 187 раз)

Платонова И.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ

Платонова И.Д.
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
Научный руководитель - Алексеева П.С.

Измененияво всех индивидных и личностных структурах ребенка подросткового возраста приводят к изменениям поведения и эмоциональной сферы подростка. Для подростка характерна повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность и низкий самоконтроль, также критичность, потребность в самоутверждении, в самосовершенствовании. Приобретая характер личностного смысла, они могут привести к различным рискованным действиям и поступкам.
Самоповреждающееповедение охватывает спектр различных действий, целью которых является снятие дистресса, оно тесно связано с половозрастными, психологическими и социальными факторами[1, 2]. Самоповреждающее поведение- это поведение, направленное на намеренное нанесение себе телесного вреда, характеризующееся малой вероятностью суицидальной направленности: порезы, проколы и расчесывание кожи, самоожоги, удары по телу и твердым поверхностям. С точки зрения Н.А. Польской, самоповреждение объединяет в себе неосознаваемые и сознательные действия. Оно прямо направлено на повреждение тела и непрямойвред здоровью[2].
Как показывают исследования Т. Джойнера, частыеакты самоповреждения понижают чувствительность к боли и тем самым повышают вероятность появления суицидального поведения[3].
Мы предполагаем, что уровень социальной тревоги, испытываемый подростками, влияет на выраженность самоповреждающего поведения.
Цель: выявить связь выраженности социальной тревоги и самоповреждающего поведения у подростков.
Объект исследования – подростки 15-17 лет.
Предмет исследования –самоповреждающее поведение.
В исследовании приняли участие 69 школьников.  43% - представители женского пола, 57% - мужского пола.
Эмпирическое исследование осуществлено с помощью следующих методик: Опросник социальной тревоги и социофобии Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.; Шкала причин самоповреждающего поведения Польской Н.А.
Обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных проводилась в статистическом пакете SPSS ver.22. Для оценки достоверности различий использовались U-критерий Манна – Уитни, Н-критерий Краскела-Уоллеса.
В результате получилось следующее распределениевыборки по уровню социальной тревоги: невыраженная социальная тревога - 5% детей, промежуточная зона - у 26%, умеренно повышенная социальная тревога - 23% школьников, повышенный уровень социальной тревоги - 13%, у высокий уровень социальной тревоги - 23% детей, клиническая социофобия - 10% школьников.
Промежуточная зона (26%) – это зона между социальной смелостью во многих ситуациях оценивания и эпизодическими проявлениями социальной тревоги в экспертных ситуациях оценивания (формальных и/или интимно-личностных). В этой зоне преобладают мальчики.
Умеренно повышенная социальная тревога (23%) – это значит, что в ситуации сильного стресса у человека выраженность социальной тревоги может увеличиваться. Значимых различий по половому составу нет.
Высокая социальная тревога (23%), тенденции к избеганию социальных ситуаций, сильное напряжение при участии в специфических социальных ситуациях, вероятна декомпенсация в значимых ситуациях критики, потенциально негативного оценивания. По критерию «пол» преобладают девочки.
Существуют достоверные различия между показателями социальной тревогиу девушек и юношей на уровне значимости р=0,05.Подростки женского пола показывают более высокие уровни переживания социальной тревоги.
Распределениесредних значений проявления актов самоповреждения по каждой экспериментальной группе показывает следующие результаты.
У подростков промежуточной зоны среднее значение проявления актов самоповреждающего поведения в данной группе равняется 15,8. Наибольшее количество утвердительных ответов были получены по таким показателям самоповреждающего поведения, как обкусывание губ, обкусывание ногтей, также расчесывание кожи, сковыривание болячек.
В группе подростков с умеренно повышенной социальная тревогой –18. Часто используют обкусывание ногтей, прикусывание щек или языка, обкусывание губ.
У подростков с высоким уровнем переживания социальной тревоги количество актов самоповреждения равно21,7. Используются такие акты, как обкусывание губ, расчесывание кожи, обкусывание ногтей, прикусывание щек или языка, удары по собственному телу, удары по твердой поверхности, выдергивание волос.
Между показателями самоповреждающего поведения у школьников и уровнем социальной тревоги существует статистически значимая связь. Корреляция значима на уровнер=0,01
Результаты исследования показывают, что основными видами самоповреждения подростков являются обкусывание губ, ногтей, расчесывание кожи.
Ранжирование мотивов самоповреждения у девочек показывает, что чаще всего девочки прибегают к самоповреждающему поведению, чтобы успокоиться, взять себя в руки, избавиться от плохих мыслей,освободиться от всего плохого внутри, не чувствовать душевной боли, почувствовать облегчение и т.д. Ранговая последовательность у мальчиков - чтобы взять себя в руки, успокоиться, избавиться от плохих мыслей, стать лучше.

Литература
1.  Амбрумова, А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина // Саморазрушающее поведение у подростков. – Л., 1991. – С. 29–36.
2. Польская Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2 (81). С.140–152.
3. Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 45–56.

Андреева А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Здравствуйте!

У Вас очень интересная тема исследования, которая к большому сожалению становится все более актуальной в наши дни.

Подскажите пожалуйста, в эмпирической части, после проведения статистического анализа, не создавали ли Вы какие-нибудь рекомендации или что-то подобное? Или Вашей целью было именно проанализировать полученные данные? Спасибо!

Платонова И.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте!

Спасибо за ознакомление с нашей темой.

Да, на данном этапе была цель анализа данных, сейчас работаем над  расширением выборки.