Автор Тема: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С...  (Прочитано 106 раз)

Сковычева О.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ДО ТРЁХ ЛЕТ
В ГБОУ «ШКОЛА №1564»

Сковычева О.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Гарифулина Э.Ш.

В связи с Распоряжением правительства РФ № 1375-рот 6.07.18 "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства", в котором намечено сделать доступным дошкольное образование 100% детей до 3 лет, возросла актуальностьпроблемы адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Ниже приводятся результаты оценочного исследования программы ранней социализации, за основу которой взята психолого-педагогическая программа Е.В. Ларечиной “Счастливый малыш”(Ларечина Е.В., 2015). Психологическая поддержка облегчает малышам и родителям переход от домашнего воспитания к воспитанию в условиях детского сада и является профилактикой насильственных родительских практик в ответ на протестное поведение ребёнка, проходящего через кризис отделения.
Оценкапрограмм помогает повысить их качество, обосновать необходимость их продолжения и\или корректировки, выйти на тиражирование опыта (Кузьмин, 2009). Вгосударственных образовательных учреждениях (ГБОУ)недостаточно распространены адаптационные программы для детей с родителями и практика оценки ихрезультатов.
Цель исследования:оценка эффективности психолого-педагогическойпрограммы для родителей с детьми раннего возраста в ГБОУ «Школа №1564».
Задачи исследования:
1.   Проанализировать современныетеоретико-методологические подходы к проведению оценки программ в сфере детства.
2.   Разработать теорию изменений и логическую модель исследуемой программыдля изучения её проектной логикии оценки её результатов.
3.   Разработать инструментарий для оценочного исследования данной программы.
4.   Провести  оценочное исследование программы ипроанализироватьего результаты.
5.   Сформулировать рекомендации по повышению эффективности программы,целесообразности её продолжения и тиражирования опыта.
Объект исследования:оценка эффективности социальных программ в сфере детства.
Предмет исследования: оценка эффективности психолого-педагогической программы для родителей с детьми раннего возраста ГБОУ «Школа №1564».
Теоретико-методологические основания исследования: теория программной оценки (А. Кларк, Д. Мертенс, Б. Уильямс, Р. О’Салливан, А.И.Кузьмин, Н.А. Кошелева,), культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин), методология качественных и количественных исследований (Н.П. Бусыгина), клиент-центрированный подход в игровой терапии (В. Экслайн, Г. Лэндрет, Л. Х. Макэлрит, Т.Х.Эйзенштадт), методология групповой работы с детско-родительскими парами (Е.В. Ларечина, К. Пакеринг)
Вопросы, поставленные перед оценочным исследованием:
1.   Обоснована ли логика программы?
2.   Каковы потребности целевой группы и её ожидания от программы?
3.   Что им нравится в программе и что хотелось бы изменить?
4.   Используют ли родители и дети практики, которым научились  на занятиях, в повседневной жизни дома?
5.   Какие изменения родители связывают с участием в программе?
6.   Видят ли сотрудники детского сада разницу между детьми и родителями, прошедшими данную программу, и не проходившими её?
Методы и методики:
-теоретическое моделирование
-полуструктурированное интервьюирование10 матерей, 3сотрудниковГБОУ «Школа №1564», которые работают с детьми, прошедшими программу и 3экспертов в области реализации детско-родительских программ
- опрос 25родителей, завершивших программу в этом году и в предыдущие годы
- структурированное наблюдение 10 детско-родительских пар в процессе занятий.
При подборе системы кодировочных категорий для наблюдения за малышами (привязанность, забота, указывание, делёжка, согласие с правилами, активный протест, агрессия)мы опирались на исследования Э.Э. Вейл (Приводится по Бусыгина, 2017. С. 259-262), а коды поведения для наблюдения за родителями взяты из методики «Направляемой ребёнком интеракции» (НРИ): отражение, имитация действий ребёнка, похвала, угрозы, физическое наказание (Макэлрит Л.Х., Эйзенштадт Т.Х., 2000).
Анализ интервью проводился с помощью феноменологического анализа и контент-анализа, к данным опроса и наблюдения применялся статистический анализ.
Наиболее существенные результаты исследования:
Разработаны теория изменений и логическая модель программы для родителей с детьми раннего возраста ГБОУ «Школа №1564», а такжегайд интервью родителей, сотрудников ОУ, экспертов и анкета для обратной связи о влиянии программы для родителей.
Получено насыщенное описание жизненной ситуацииблагополучателей, их ценностей, потребностей и ожиданий от программы.
Полученомнение о программе экспертов в области реализации детско-родительских программ.
Результатыопроса родителейпоказали, что91,7% малышей стали ощущать себя комфортнее в детском саду, 79,2% улучшили навык поддержания порядка,87,5% повысили умение следовать правилам, 91,7% стали лучше общаться с другими детьми.
В отношении себя 87,5% родителей отметили повышение уровня понимания ребёнка, 83,3% улучшение умения договариваться с ребёнком, 81,1% родителей отмечают, что благодаря программеим стало легче ограничивать нежелательноеповедение ребёнка, 95,8% расширили репертуар совместных занятий.
По результатам наблюдения, у малышей значимо возросли проявления просоциального и саморегулируемого поведения на 42,4%, а проявления агрессии и несогласия с нормами снизились на 24,7%.
Родители в конце программы стали на 33,8% чаще проявлятьконструктивные способы взаимодействия и на 21,3% реже использовать критику, угрозы и физическое наказание.
Анализ результатов интервью и опроса позволил сделать выводы о целесообразности продолжения программы и внедрения накопленного опыта в практику других ГБОУ, а такжесформулировать рекомендациипо дополнению программы лекциями по психологии развития и воспитания,упражнениями на телесное взаимодействие детско-родительских пар и совместное творчество.
Практическая значимость исследования:
Результаты оценочного исследования программы для родителей с детьми раннего возраста ГБОУ «Школы № 1564» в форме отчета по оценке с практическими рекомендациями представлены администрации ОУ.
Дизайн оценочного исследования может быть использован для мониторинга и оценкидругихпрограмм для родителей с детьми дошкольного возраста.

Литература
1.   Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 423 с.
2.   Выготский Л.С. Лекции по педологии. – Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. – 304с.
3.   Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа “Счастливый малыш”для детей (2-3 года). – Спб.: Речь, 2015. – 172 с.
4.   Макэлрит Л.Х., Эйзенштадт Т.Х. Семейная игровая психотерапия в работе с детьми, имеющими отставание в развитии. //Сборник под ред. Шефер Ч., Лоис К. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 384 с.EybergS. BoggsS.,  1989
5.   Оценка программ: методология и практика. / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. – М.: Издательство «Престо-РК», 2009. – 396 с.
6.   Пакеринг К. Зрелое родительство// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018 – № 1. – С. 94–103.
7.   Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта БДФ «Виктория») / А.И. Кузьмин, Н.А. Кошелева. – М.: Изд-во «Проспект», 2014. – 69 с.
Интернет-ресурсы
8.   https://www.otkazniki.ru/programs/programma-profilaktika-sotsialnogo-sirotstva/proekt_teplyy_dom/
9.   Страница проекта «Тёплый дом» для мам с младенцами в трудной жизненной ситуации. Дата обращения 02.05.2019
10.   http://np.perekrestok.info/istoriya-proektov/semya-na-poroge-peremen/
Страница проекта «Семья на пороге перемен» для принимающих семей. Дата обращения 02.05.2019
11.   http://www.gdoor.narod.ru/details1.htm
Центр ранней социализации «Зелёная дверца» для детей до 3-х лет и их родителей. Дата обращения 012.05.2019